Как провести исследование продукта и осмысленный редизайн в одиночку

В данном тексте я делюсь личным опытом о том, как поэтапно исследовать цифровой продукт. На примере своего дипломного проекта объясняю логику и последовательность выполняемой работы, а также показываю примеры того, как можно зафиксировать результаты исследований.

В интернете тысячи статей о методиках, о которых пойдет дальше речь (User story, JTBD и т.д.). Многие из них я сам изучал при работе над данным проектом. К примеру, про построение CJM, я бы посоветовал вам лучше почитать материалы Станислава Хрусталева.

Но все они были по отдельности, и у меня не складывалось целостной картины о том, как полноценно изучить продукт. Я не встретил ни одной статьи или материала, где было собрано все и с примерами описано (кстати, буду благодарен за годные материалы в комментах). И постарался сделать это в этом тексте.

У меня получился скорее отчет о проделанной работе с комментариями, чем универсальный гайд или руководство к действию. В нем я рассказываю о том минимуме, который, по моему мнению, надо выполнить, чтобы досконально изучить продукт.

Мне очень не хватало такой статьи, когда я занимался исследованием продукта. Думаю, что многим, особенно начинающим дизайнерам и UX-исследователям, будет полезен мой опыт работы над этим проектом, поэтому решил им поделиться.

Немного контекста:

Меньше года назад я решил изменить свою карьеру и стать дизайнером. Вопрос только оставался один: каким? Изучив десятки, если не сотни статей, видео и фильмов про дизайн, а еще прочитав несколько книг, я остановил свой выбор сначала на Digital, а, копнув еще глубже, выбрал продуктовый дизайн. Мне понравилось, как в нем сочетается работа с данными, людьми и над визуальными решениями.

Как раз в тот момент заканчивался набор в Школу продуктового дизайна МТС. У них была хорошо составленная программа, крутые преподы (арт-директора МТС, Илья Рудерман, Влад Зелинский и многие другие), занятия оффлайн и возможность трудоустройства. Также обещали постоянную поддержку и помощь в обучении. И не обманули. Менеджеры школы и инициатор её создания – Егор Шугаев – арт-директор спецпроектов МТС, всегда были с нами на связи. День открытых дверей меня убедил окончательно, и я пошел к ним учиться.

Без-названия-_2_

После двух месяцев вводного обучения, знакомства с Figma, Agile, Lean Startup и т.д. нас распределили по продуктам МТС, и мы продолжили изучать новые темы, закрепляя полученные знания на практике. Также нам дали кураторов из команд, работающих над этим продуктом, с которыми можно было советоваться и задавать им любые вопросы. Я попал в команду МТС Библиотеки.

Итогом обучения стал дипломный проект, про исследовательскую часть которого и пойдет дальше речь. БОльшая часть исследований проводилась в апреле-мае 2020 года. Итак, по порядку:

1. Анализ рынка

В первую очередь необходимо понять, нужно ли вообще кому-нибудь то, что вы собрались делать. На этом этапе логично будет изучить рынок, на который вы хотите выйти. В большинстве случаев, информации, находящейся в открытом доступе, достаточно, нужно только начать гуглить, используя правильные запросы: “рынок того-то”, “состояние отрасли такой-то” и т.д. Велики шансы, что вы наткнетесь на отраслевой доклад какого-нибудь ведомства или отчет, составленный крупной компанией или маркетинговым агентством.

Мне повезло, и я довольно быстро нашел Отраслевой доклад о состоянии, тенденциях и перспективах развития книжного рынка России, подготовленного Роспечатью. Он и послужил основой для моего анализа, но чтобы получить полноценную картину, я бы советовал не останавливаться на этом, а собирать всю инфу (например, в табличку Excel), которая попадается во время поисков, а потом уже её сортировать и анализировать. Очень полезными могут оказаться публикации в авторитетных СМИ (Коммерсант, Ведомости, Известия и т.д), например такая.

В итоге у меня получилось следующая картина:

Рынок электронных и аудиокниг активно растет в течение последних 10 лет. Если в 2010 году продажи были на уровне 60 млн. рублей, то в 2019 году по сравнению с прошлым годом рынок вырос на 35%, выручка превысила 6,5 млрд. рублей, а доля в общем рынке продукции книгоиздания, за исключением учебной литературы, преодолела барьер в 10%. Для сравнения в 2011 году доля электронных и аудиокниг составляла менее 1 %.

Согласно отраслевому докладу, в ближайшие 3 года емкость рынка электронных книг будет расти в среднем на 30% в год. Так, согласно прогнозам, объем рынка составит 8,3 и 10 млрд. рублей в 2020 и 2021 года соответственно.

Без названия

В 2019 году около 68% рынка заняла компания «Литрес». За данный период компания выросла на 43,5%, а её выручка составила более 4,4 млрд. рублей. Рост по выручке компании “ЛитРес” за 10 лет составил 270%, рост проданных книг – 3748%, рост количества заказов – 5443%. Средний темп роста выручки в год – 77%. По количеству проданных книг средний темп роста в год – 46%.

Одним из драйверов роста является мультиформатность электронных сервисов. В 2019 году доля аудиокниг в продажах цифровых книг в целом по рынку превысила 21,4% (в 2014 году она составляла 10,2%), или 2,5% всего книжного рынка в России, что в деньгах соответствует 1,5 млрд рублей. В следующем году эта цифра может достигнуть 3,5%, а средний рост емкости рынка аудиокниг в ближайшие 4 года по прогнозам составит порядка 40% в год. Компания “ЛитРес” – также лидер данного сегмента (аудиокниг), компания занимает около 60% российского рынка и активно его развивает.

Помимо аудиокниг, по мнению экспертов, основными драйверами роста российского рынка электронных книг являются:

  • рост числа продаваемых в электронном виде наименований;
  • рост средней цены электронной книги (вслед за бумажным аналогом);
  • расширение аудитории подписных сервисов (на 2017 год около 10% рынка электронных книг, против 30% в мире);
  • развитие самиздата.

На основе всего вышесказанного, можно смело делать вывод о том, что в настоящее время рынок электронных книг находится в стадии активного роста и будет пребывать в ней еще несколько лет.

2. Сравнительный анализ конкурентов

Следующее, что нужно сделать, это изучить ваших конкурентов. Благодаря этому, мы сможем понять, из-за чего они стали успешны (или наоборот провалились), какие у нас слабые стороны и как нам стать успешней, чем они. На этом этапе лучше сосредоточится на финансовых показателях, концептуальных решениях и т.д. Можно уже начать изучать и их приложения, но сейчас это не главное.

Когда будете изучать рынок, то вы быстро поймете, кто у для вас главные конкуренты. Конкурентами МТС Библиотеки оказались ГК Литрес, а также сервисы MyBook и Bookmate. В связи с тем, что компании не являются акционерными обществами и не публикуют свою финансовую отчетность, для анализа использовались данные из открытых источников: заявления представителей компаний в СМИ, официальные сайты компаний и т.д.

Анализ я проводил по следующим критериям:

  • аудитория;
  • ассортимент;
  • ассортимент бесплатных книг;
  • ассортимент аудиокниг;
  • бизнес-модель;
  • стоимость использования;
  • выручка;
  • доля рынка 68%;
  • рейтинг в AppStore;
  • Store Rank (на основании данных сервиса веб аналитики Similarweb).

Также, при анализе учитывались дополнительные характеристики сервиса, его особенности. Это, пожалуй, самые труднофиксируемые и, одновременно, важные данные, скорее всего именно в них скрывается ключ, как обойти конкурентов.

Собранные данные собираются в табличку и анализируются. При желании можно построить графики и т.д., но мне это не нужно было, и я ограничился таблицей.

Без названия (1)

Сравнив сервисы по заданным критериям, становится очевидно наличии явного лидера рынка в лице ГК “Литрес”, занимающего 68% рынка и имеющего самый большой ассортимент. Устойчивость на рынке поддерживается также за счет высокого качества продукта – самые высокие оценки в App Store: рейтинг 4.7 на основании 56 756 оценок у приложения “Читай лучшие книги онлайн” и рейтинг 4.7 на основании 22 058 оценок у приложения “Слушай аудиокниги”.

При этом сервис идущий следом за лидером, является дочерней структурой ГК “Литрес”. Сервис по подписке “MyBook” развивается как альтернатива применяемой и хорошо развитой в ГК “Литрес” розничной бизнес-модели. Данный сервис имеет высокий рейтинг в App Store (4.8 на основании 76 838 оценок) и занимает около половины рынка подписных сервисов для чтения книг.

Если смотреть по теории развития рынков, “Bookmate” находится в роли нападающего на лидера растущего рынка и старается преуспеть в областях, не являющихся приоритетными и профильными для лидера: подписочный сервис, социальная среда для читателей, облачные технологии и сотрудничество с медийными личностями. Но, множество низких оценок в сторах, а, следовательно, невысокое качество продукта, и маленький ассортимент быстрорастущего рынка аудиокниг, не позволяют полноценно соперничать с лидером рынка.

МТС Библиотека, как и “Bookmate” выполняет на рынке роль нападающего, но при этом его отличительной особенностью является только гибкая система подписки (абонементов), которая из-за своей сложности и многовариантности также может являться проблемой для развития продукта (для детального анализа нужно смотреть метрики продукта, которые находятся под NDA и у нас как студентов к ним доступа небыло). Отсутствие инноваций при самом маленьком ассортименте, средних оценках в App Store и самой высокой стоимости услуг среди конкурентов, на момент проведения исследований, не позволяли сервису “МТС Библиотека” стать конкурентоспособным игроком на рынке электронных сервисов.

Без названия (2)

Дополнительно я посмотрел динамику популярности по запросам сервисов в Google. Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю в таблице для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе.

Без названия (3)

По ней видно, насколько популярней среди пользователей продукты ГК “Литрес” в сравнении с конкурентами. Сервис “МТС Библиотека” не имеет показателей больше 1.

3. Определение целевой аудитории

Очень важно правильно и безошибочно определить свою целевую аудиторию сразу. Обидно будет что-то делать для тех, кому это вообще не нужно. Если мы хотим знать точно её, а не предполагать, то без количественных методов сбора данных нам не обойтись.

Можно провести опросы самостоятельно и по своей анкете, но, если вы как и я не имеете нескольких миллионов, чтобы заказать исследование на онлайн панели, а возня с анкетами и Google Формой не стоит собранных с максимум 300 человек нерепрезентативных данных, то я советую опять воспользоваться гуглом и поискать информацию на специализированных сайтах.

К примеру, три столпа российской социологии ВЦИОМ, ФОМ и Левада, как правило отлично справляются со своим делом и публикуют результаты своих исследований. Мне вот удалось найти на сайте ВЦИОМ два подходящих отчета: “О любимых писателях россиян, жанровых предпочтениях и регулярности чтения книг” и “О формате чтения новостей, художественной и профессиональной литературы”.

Без-названия

На основе данных исследований можно сделать вывод о том, что наиболее востребован сервис для чтения книг будет среди:

  • мужчин и женщин;
  • в возрасте от 18 до 45 лет;
  • с высшим образованием.

При этом, на данный момент, российские пользователи предпочитают читать в электронном виде профессиональную, научную, научно-познавательную литературу, а также новости, новостные статьи. Художественная литература имеет высокий потенциал для развития ввиду традиционно высокой популярности.

4. Определение метрик продукта

Рынок знаем, конкурентов знаем, ЦА тоже знаем, но чего-то не хватает в этом списке. Не хватает метрик.

Для справки, метрика — это качественный или количественный показатель, отражающий ту или иную характеристику и уровень успешности продукта. Важно понимать, какие метрики являются ключевыми для продукта и как мы можем на них влиять. Продуктовые метрики показывают, как работает и используется продукт. С их помощью можно понять, насколько ценят продукт сами пользователи, всё ли с ним хорошо или что-то не так.

Проект я делал по дизайну и поэтому не рассматривал метрики с точки зрения маркетинга (ROI, CAC и т.д.), т.к. они не связаны с путями взаимодействия пользователя с продуктом. А сосредоточился на тех, на которые возможно влиять дизайном.

С точки зрения продуктового дизайна, метрики возможно разделить на три большие группы по разному влияющие на продукт:

  • метрики выручки;
  • метрики аудитории и использования;
  • метрики качества.

Все метрики тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Revenue (выручка, которую приносит продукт) – самая верхнеуровневая метрика и главная метрика для любого продукта, созданного с целью привлечения прибыли, на которую влияет все остальные. Данную метрику можно отнести к группе метрик выручки. Но у Revenue есть одна проблема, она показывает только общую успешность продукта и по ней невозможно отследить, как этот успех был достигнут.

Поэтому необходимо определить другие, более низкоуровневые метрики для подписочного сервиса, на которые можно будет влиять при проектировании путей взаимодействия пользователей с приложением. Для этого я разложил Revenue на другие метрики и определил наиболее важные для нашего продукта:

  • LT (Lifetime) – средняя продолжительность пользования продуктом. Чем дольше юзер пользуется продуктом, тем больше он заплатит. На эту метрику сильно влияет удобство пользования приложением.
  • С – конверсия в подписку. Для сервиса имеющего бесплатные функции важно объяснить пользователю преимущества платной версии и их конкурентные преимущества.
  • Retention – возвращаемость в приложение. На эту метрику сильно влияют функции отсутствующие у конкурентов, которые устраняют проблемы пользователей (конкурентные преимущества продукта).

Без названия (4)

5. Глубинные интервью и юзабилити-тесты с пользователями

Теперь, когда стала понятна ситуация на рынке и то, над улучшением каких показателей мне надо было работать, можно было приступать к исследованию пользователей. Анализ целевой аудитории на основе количественных данных, проведенный ранее, дает только общие представления о пользователях приложения. Этих данных может быть недостаточно на следующих этапах работы.

Поэтому был подготовлен гайд с вопросами для респондентов и сценарий Юзабилити-тестов, а на основе информации, проанализированной в первой главе данной работы, в качестве респондентов для проведения UX-исследований с целью получения инсайтов и сбора релевантных данных о работе сервисов для чтения книг, необходимо было пригласить представителей целевой аудитории, попадающих под следующие критерии:

  • мужчины и женщины;
  • в возрасте от 18 до 45 лет;
  • с высшим образованием;
  • пользующиеся сервисом для чтения книг;
  • готовые платить, за услуги сервиса;
  • читающие минимум 1-2 книги в месяц.

Нам, как студентам Школы продуктового дизайна МТС, помогали с поиском респондентов по заданным критериям и предоставили респондентов для очных интервью (это было еще до коронавируса) в рамках учебы. Потом я самостоятельно искал респондентов в социальных сетях и общался с ними удалено. Во время интервью был выявлен ряд инсайтов и данных, которые позволили лучше понять пользователей и персонализировать их.

Юзабилити тесты я фиксировал при помощи видеосъемки, а интервью записывал на диктофон и транскрибировал. Потом все полученные данные изучил, проанализировал и оформил в отчет. Фото и видео публиковать будет неэтично, но думаю вы и так примерно представляете, как все это происходит.

6. Составление персон

Для достижения наиболее точных результатов необходимо использовать метод составления персон. Персоны позволят лучше понять пользователя: как он думает, почему делает то, что делает и т.д., а также более точно смоделировать его поведенческую модель.

На основе интервью я сформировал две основные персоны и три дополнительные.

Без названия (5)

Для такого продукта, как МТС Библиотека 2 персоны – это недостаточно, как правило используется от 3 до 5 человек с персональными характеристиками, чтобы было возможно более точно предугадать поведения пользователя. Поэтому были составлены примерные портреты других персон:

  • Студент отличник, пол мужской, 20-23 года, учится в одном из ведущих ВУЗов, активист, учавствует в стажировках и обучающих программах крупных компаний, читает научную, учебную литературу, любит биографии известных личностей, на каникулах иногда читает художественную и бизнес литературу, на ты с техникой и интернетом с 5 лет;
  • Чиновник или менеджер среднего звена, пол мужской, 32-35 лет, высшее образование, женат, есть дети, иногда проходит курсы повышения квалификации, чтобы получить новую должность, достаточно талантлив и умен, но ему не нравится его работа, ценит стабильность, читает художественную литературу и новости для своего удовольствия в свободное от работы время или на работе пока никто не видит;
  • Профессор, пол мужской, 45-50 лет, кандидат наук, преподает в университете, женат, есть дети, дома есть целая библиотека узкоспециализированной литературы, электронные книги не любит, но дочка объяснила, что так удобней и выгодней, техникой и интернетом пользуется спокойно, интересует научная литература и пресса, планирует сам написать книгу.

Персоны будут использоваться с целью предугадать поведение того или иного сегмента целевой аудитории.

Выбор женского пола для ключевых персонажей обусловлен следующим:

  • Респонденты с которыми проводилось интервью женщины;
  • По статистике женщины читают больше, следовательно их аудитория больше и больше потенциальных клиентов;
  • Мужчины чаще используют электронные сервисы для чтения, следовательно они и так более лояльная аудитория, чем женщины.

Важной целью любого продукта должно являться создание дополнительной ценности для пользователя, через устранение “болей” клиента. Боли – это проблемы и потребности, которые возникают у пользователя.

7. Пользовательские истории

На основе проведенных UX-исследований возможно выявить пользовательские истории (User Story и Job Story). Пользовательские истории – это кратко сформулированные описания потребностей пользователя, учитывающие его мотивацию и цели, они позволяют конкретней взглянуть на потребности пользователя.

Пользовательские истории имеют как правило следующий вид:

User Story – “Как, <роль/персонаж юзера>, я <что-то хочу получить>, <с такой-то целью>”

Job Story – “Когда <я что-то делаю/что-то происходит, я хочу <делать то-то>, чтобы <получить такой-то эффект>”

С учетом ранее полученных персон и проведенных UX-исследований, удалось сформировал User Story и Job Story потенциальных пользователей сервисов для чтения книг. После я распределил по основным сценариям, а каждому сценарию определил метрику, на которую он сильнее всего влияет.

Без названия (6)

8. Customer Journey Map

CJM (карта путешествия клиента) – это история взаимодействия клиента с продуктом от момента осознания потребности и до повторных коммуникаций. CJM отражает путь клиента к продукту, выявляет проблемные области и подсказывает, как увеличить продажи и повысить лояльность клиентов.

Это очень мощный инструмент при изучении пользователя, ему стоит уделить действительно много внимания. Даже не буду начинать расписывать как им пользоваться, это отдельная тема. Опять же, лучше прочтите об этом здесь.

9. Анализ User Flow на выполнение пользовательских историй

CJM помогает лучше узнать пользователя и его привычки, но недостаточно детализировано и не показывает влияние той или иной функции на метрики. Для этих целей больше подходит User Flows (пользовательские сценарии), построив которые возможно изучить, как реализуются пользовательские истории и определить проблемы, которые могут возникнуть у пользователя при прохождении сценария. Здесь тоже рекомендую пошерстить интернет.

Без названия (7)

10. Бенчмаркинг выполнения пользовательских историй

Многие знают про бенчмаркинг, это процесс изучения и оценки товаров, услуг, менеджмента и опыта конкурентных компаний с целью поиска лучших практик (любых). Если говорить про анализ продукта, то под ним обычно понимается процесс, когда сравниваются экраны интерфейса и процесс перехода с одного на другой экран. Но я посчитал, что в данном проекте будет эффективней сравнить интерфейсы не с точки зрения какой-то функции, а изучив, как и насколько реализованы пользовательские истории.

Мною были рассмотрены все пользовательские истории во всех приложениях конкурентов и определен процент их выполнения. Процент выполнения показывает, насколько успешно приложение закрывает потребности пользователей. Именно в таком виде бенчмаркинг я еще не видел. Поэтому думаю, эта тема с потенциалом на целую статью. Может быть руки дойдут и как-нибудь напишу её.

Без названия (8)

11. Backlog и приоритезация задач

После проведенных исследований, появилось слишком много задач, и было непонятно, за какие надо браться в первую очередь, а какие отложить на потом. Поэтому я разместил их все на матрице Value and Efforts, чтобы приоритезировать.

Без названия (9)

После группировки и продумывания дальнейшего плана работ, мои задачи как дизайнера свелись к 5 ключевым поинтам:

  • Обеспечить быстрый доступ к читаемым книгам;
  • Повысить информативность и удобство карточек и страниц книг;
  • Дать пользователям возможность обмениваться мнениями;
  • Упростить пользователям выбор книг;
  • Сделать интуитивно понятный поиск.

Это если не вдаваться в детали. А деталей много.

Заключение

Вот так в 11 действий я провел исследование своего продукта и подготовился к редизайну приложения. В других продуктах может быть другой порядок и набор инструментов, которые необходимо использовать. Каждый продукт уникален и требует тщательного, индивидуального подхода.

Основываясь на результатах моих исследований, я разработал обновленную версию дизайна приложения МТС Библиотека.

Источник: vc.ru