Дизайнер, закрой Sketch! Знание UX/UI — не гарантия успешной карьеры

Дизайнер Илья Сидоренко поделился своим мнением о том, что же действительно важно в карьере дизайнера интерфейсов.


Летом прошлого года я поставил себе цель улучшить профессиональные навыки и зарекомендовать себя в компании. Спустя несколько месяцев упорной работы, я этого добился и к моему мнению начали прислушиваться. Шло время, я работал в том же ритме, но былого прогресса не замечал. Начав анализировать карьерные прорывы, я обнаружил, что навыки дизайнера в эти моменты не сыграли большой роли. Они были лишь необходимым минимумом, тогда как успех определяли другие вещи.

«Где-то 80%» — сказал мне шеф-дизайнер AIC Сергей Попков, когда я спросил сколько рабочего времени нужно уделять дизайну. А чем же нужно заниматься оставшиеся 20%? Мне тогда сразу вспомнился принцип Парето.

Я несколько раз посещал одну из лучших дизайн-студий страны, и у меня была возможность пообщаться с арт-директорами, дизайнерами, менеджерами, которыми работали над известными проектами. Я общался с сотрудниками Mail.Ru Group, M2H Agency, Fantasy и, не задавая прямых вопросов, пытался выяснить, что отличает хорошего дизайнера от успешного. К этому добавился опыт личных рассуждений, и в итоге сложилась теория, которая доказывает свою работоспособность не только в дизайне, но и в любой другой отрасли.

1*C_MVLqyXzdsg-1Q5H5JfRA

Фундамент успешного дизайнера

Без профессиональных навыков никуда. Это необходимый фундамент, на котором вы можете строить карьеру не просто хорошего, но и успешного дизайнера. Я уже писал о главной задаче дизайнера, которая заключается в понимании и решении проблем бизнеса. Это и есть необходимый фундамент, который должен быть отточен на практике.

«Базовые принципы дизайна применимы в любой отрасли. Не столь важно какой сейчас тренд. Если вы решили проблему, и ваш интерфейс не нагоняет тоску, вы все сделали правильно»

В какой-то момент в вашем портфолио появится несколько достойных дизайн-решений, которые откроют вам дорогу в хорошие компании с окладом от 120 000 ₽. Но, как оказалось, толковых дизайнеров мало, несмотря на то, что крутых профилей на Dribbble и Behance полно. Хороший профиль помогает в поиске фриланс-проектов, но, чтобы зарекомендовать себя, как сильного дизайнера, способного заниматься серьезными продуктами, нужно другое.

Я не обновлял резюме уже больше года, активно не вел свой аккаунт на Dribbble, но, тем не менее, мне удалось получить несколько приличных предложений (работать в одной из этих компаний я мечтал три года назад). И подобные события не были случайностью.

В начале лета я изменил свою стратегию. До этого я работал по 9–12 часов в день, пытался делать свою работу хорошо, развивать аккаунт на Dribbble, но значительного прогресса не наблюдал. В какой-то момент ко мне пришло озарение, что довольно глупо вклиниваться в борьбу с миллионами дизайнеров со всего мира, делая то же, что и все, при этом пытаясь достичь большего. На это могут уйти годы и не факт, что результат бы меня удовлетворил. Я знал, что есть более быстрый способ, так как видел примеры других людей, которые не вкалывают по 50+ часов в неделю, но, тем не менее, зарабатывают значительно больше. И мне кажется, я его нашел.

Большинство дизайнеров — интроверты, им комфортно прятаться за экраном монитора и общаться с миром через социальные сети. Я такой же интроверт, как и многие, но чтобы выделиться решил изменить свое поведение и стал появляться на мероприятиях, ловить каждую возможность задать вопрос или оказаться на сцене. Я писал в Facebook и перенимал опыт лучших дизайнеров мира. Я не обновлял резюме больше года, почти забросил Dribbble и Behance, но именно в это время начал получать предложения от известных компаний. «Как вы меня нашли?» — спрашивал я, ведь мне было интересно, какой вектор приложения усилий самый эффективный. И ответом оказалось то, что я слышал много раз, но не мог поверить. Они отвечали «по рекомендациям».

Как получать предложения по рекомендациям

Раньше я считал, что предложения по рекомендациям получают лишь фрилансеры с десятками клиентов и с многолетним опытом работы, но в моей карьере было не более трех заказчиков и на фрилансе я проработал меньше года. Оказалось, что люди могут тебя рекомендовать лишь несколько раз пообщавшись в кулуарах или Facebook. Большинство ИТ-специалистов настолько замкнуты, что достаточно лишь высунуть голову и вас начнут замечать.

Пока вы не начнете рассказывать о своей работе, о вас никто не узнает. Я создал резюме в 17 лет, портфолио в 18. Первые 1–2 года в нем были только фейковые работы, но даже они приводили клиентов. В 19 лет я начал вести блог. Делал это непрофессионально, но регулярно, благодаря чему подружился с лучшими издательствами бизнес-литературы «Манн, Иванов и Фербер» и «Альпина Паблишер». С того же времени я начал писать в Facebook и на почту писателям, предпринимателям, дизайнерам и задавал простые вопросы «Что делать?», «Как развиваться?» и, благодаря этому, рос. С тех пор прошло несколько лет, и я понял, что эта тактика работает.

Если вы когда-нибудь пробовали найти дизайнера, вам известно, какой это труд. Я как-то просмотрел 200 портфолио и не выбрал ни одного, после чего нашел человека по рекомендации за 15 минут. А что такое рекомендация? Это когда вы среди знакомых ищите человека, который подходит под задачу. А теперь вопрос. Как много профессионалов вы знаете, которые могут вас порекомендовать?

Как донести свою идею до других

Во время продуктовой работы я начал задавать другие вопросы. Как сделать продукт лучше, проще? После чего продумывал решения и показывал их руководству. Если идею принимали, брал на себя ответственность за ее реализацию. Но одной инициативы было мало. Одним из самых важных навыков оказалось умение донести свою идею и доказать ее работоспособность.

«Если у тебя есть сильные идеи, но ты не можешь донести их до других людей и довести до реализации — какой в них толк?»

Эта фраза проскользнула во время моего общения с руководителем дизайн-команды Mail.Ru Group Юрием Ветровым, который на личном опыте знает, как важно отстаивать свои решения, ведь еще несколько лет назад дизайн Mail.Ru вызывал улыбку специалистов, тогда как теперь в офисе на Ленинградском проспекте проводится Moscow Dribbble Meetup, который ежегодно собирает сотни дизайнеров.


Начинающих дизайнеров часто сбивают фразы заказчиков «Мне не нравится» или «Я ожидал другого». Они начинают переделывать и получают еще больше комментариев, отчего мотивация и интерес к профессии падает. Это происходит не из-за качества работы. Ключевую роль в эти моменты играет умение вести переговоры и продавать свои идеи.

Главное в презентации идей — строго держаться своей линии. Заказчик периодически будет сбивать вас, спрашивая «почему здесь такой цвет?» или «может увеличим кнопку?». В такие моменты скажите, что вернетесь к этому в конце, а пока лучше сосредоточиться на решении задач бизнеса. Эта фраза многое прояснит о вашей работе.

Второй навык, который очень важен дизайнеру в работе — эмпатия, т.е. умение определить эмоции другого человека и на основе этой информации выстраивать диалог. Некоторым нужно визуальное доказательство, другие хорошо воспринимают факты и логику, третьи любят примеры известных брендов, а четвертых они раздражают. Понимание психологии других людей приходит с опытом и через наблюдения.

Тема коммуникаций с заказчиком хорошо описана в книге «Сожги свое портфолио».

Как выделиться

В мире много дизайнеров, и даже если вы лучше большинства, найти вас среди тысяч других будет непросто. Вам нужны новые каналы продвижения, ведь методы, которыми пользовались нынешние топовые дизайнеры уже не работают.

Практически все успешные дизайнеры на Dribbble/Behance начинали в то время, когда дизайн был на подъеме и поднимал всех желающих с собой. Сейчас дизайн — это отдельная отрасль, можно даже сказать — мода, а любая мода производит систему и миллионы последователей, которые в ней живут. Нам часто кажется, что если миллионы что-то говорят — это правда. Чушь. Если миллионы людей имеют одну точку зрения, это не значит, что каждый из этого миллиона самостоятельно до нее дошел.

Зарекомендовать себя на существующем рынке проще и, почувствовав первый доход, может показаться, что вы все делаете правильно. Но в какой-то момент вы захотите большего, а свободных часов у вас не будет и вы уткнетесь в потолок. Окажется, что тактика, которая привела вас к текущему результату больше не работает.

Вам нужны другие навыки, среди которых: умение вести переговоры, презентовать свои идеи и продвигать их. Без этого дизайнер так и останется хорошим специалистом, который с утра до вечера двигает прямоугольники и рисует интерфейсы на заказ. А я искренне верю в то, что любой дизайнер — созидатель, который без создания чего-либо нового деградирует и умирает, как профессионал, уделом которого остается лишь писать негативные комментарии к чужим историям успеха, несмотря на то, что герой от интернет-тролля отличается не уровнем владения Sketch/PS, а смелым намерением выделиться среди других.

Источник: designpub.ru