UI/UX

Почему красивое кажется удобным с точки зрения науки (#1/3)

Визуальная информация — камень преткновения наших дней. Нам некогда читать длинные тексты, изучать инструкции… Эмоджи и мемы вместо долгих объяснений. Инфографика вместо длинных текстов. Четкий онбординг и понятный интерфейс вместо длинных гайдов по продукту.

Ценится все, что экономит время и позволяет включаться в процесс без долгой подготовки.

Пользователи переходят в мобайл, и задача сервисов — предоставить им удобные и интуитивно понятные мобильные приложения и сайты. Как это реализовать?

Современные дизайн-системы учитывают многие факторы. Но в основе всего лежат особенности человеческого мышления, зрения и восприятия визуальной информации.

Интерфейсы с точки зрения науки

Как создаются интерфейсы? Пользовательский интерфейс, или UI (User Interface) — это внешний вид продукта, способ общения между пользователем и программой. Во многом интерфейс влияет на то, будет ли продукт приносить деньги и пользоваться уважением и любовью аудитории.

Мы ориентируемся на тренды — просто как у Apple, понятно как у Google. Чаще всего в интерфейсах реализуются уже воплощенные кем-то идеи. Но что стоит за ними? И почему одни тренды остаются с нами навсегда, а другие не приживаются и вызывают негатив у пользователей?

В поисках ответа обратимся к науке — психофизиологии.

Без названия

Психофизиология изучает нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. Это если сложно.

Говоря проще — эта наука рассматривает человека как информационную систему. Например, у компьютера есть каналы ввода и вывода информации — клавиатура, мышь, голосовой помощник, жесты.

Человек получает бОльшую часть информации через зрительный канал — по разным данным от 60 до 90%, а весь оставшийся объем делят между собой слух, вкус, обоняние, осязание и вестибулярная система.

.

В контексте проектирования интерфейсов нам интересны психофизиологические аспекты поведения человека при взаимодействии с визуальной информацией.

Первое впечатление всегда визуальное

Отношение к вещи или продукту формируется задолго до окончательных, логических выводов человека.

Если предложить человеку выбрать один предмет из двух с одинаковой функциональностью, но разницей во внешнем виде, он выберет более красивый, сочтя его более удобным.

.

На самом деле менее привлекательный предмет может выполнять свои функции намного лучше. Но эстетика чаще оценивается в первую очередь, а юзабилити — во вторую.

Этот феномен в научном подходе именуется эффектом «эстетика-юзабилити». Он находит свое отражение и в дизайне интерфейсов. Пользователи испытывают большее доверие к удобным и красивым приложениям и сайтам, а удобство работы с ними оценивают далеко не первым делом.

При этом под «удобным и красивым» подсознательно понимается «понятный и похожий на другие». Если перестараться с красотой и непохожестью, можно добиться прямо противоположного эффекта.

Все дело в неосознаваемых зрительных воздействиях, влияющих на оценку продукта — аффордансах.

Без названия (1)

Аффорданс — это некое интуитивно понятное свойство предмета, которое подсказывает нам, как с ним взаимодействовать, что можно с ним сделать. Есть карандаш — им можно что-то написать, в стакан можно налить жидкость, в кошельке хранятся деньги.

Аффордансы существуют и в цифровой среде — это, например, привычные изображения кнопок — на них нужно нажать, чтобы подтвердить свое действие или отказаться от него, пиктограммы с дискетой, ножницами, принтером. Аффордансы заметно упрощают наше взаимодействие с миром вообще и с интерфейсами приложений в частности.

Аффордансы в дизайне интерфейсов

Аффордансы – это скрытый язык дизайна интерфейсов. С их помощью мы можем буквально «вести» пользователя внутри интерфейса. Но неадекватное использование аффордансов может сильно навредить бренду или продукту.

Без названия (2)

Принято выделять несколько видов аффордансов.

Явные указатели. Явные аффордансы опираются на знакомые вещи, которые подсказывают пользователю определённое действие. Если кнопка на сайте внешне похожа на кнопку в физическом мире, вы понимаете, что на неё можно нажать. Если рядом есть текст или иконка, аффордансы становится ещё более явным: они рассказывают, как система ответит на ваше действие. Что-то вопиющее типа текста «Нажмите здесь» как раз относится к этой группе.

Без названия (3)

Указатели-паттерны. Это тренды и привычки, ставшие популярными до степени обычного понимания. Синие и/или подчеркнутые ссылки. Логотип, возвращающий на домашнюю страницу. Серый текст в полях формы. Ссылка на профиль в правом верхнем углу. Подсвеченные и серые точки, показывающие положение в заданиях, состоящих из нескольких шагов. Стрелки для прокрутки каруселей. Навигация сверху. Продолжите сами.

Без названия (4)

Скрытые указатели. Они остаются невидимыми, пока не складываются определенные условия. Например, вы случайно переместили курсор над текстом, а текст меняет цвет, показывая, что это ссылка. Это пример скрытого указателя, незаметного, но полезного способа показать функциональность. Если вы знакомы с Pinterest, вы вспомните, как возможности прикрепить, послать или лайкнуть фото появляются только по наведению.

Без названия (5)

Метафорические указатели. Упрощенная иконка дома символизирует главную страницу, конверт значит электронную почту, папка означает… папку. Это все примеры метафорических указателей, полагающихся на здравый смысл пользователя (и знакомство с повседневными предметами), чтобы установить соответствие.

Без названия (6)

Негативные указатели передают недоступность и неисправность чего-либо. Наиболее распространенным отрицательным указателем является текст серого цвета — он визуализирует неактивный элемент. Умелое использование отрицательных указателей отвлечет внимание от неактивных функций и укажет на более полезные в данный момент. Серый текст растворяется на фоне, в то время как черный кликабельный текст остается заметным. Использование серого цвета текста для того, чтобы показать недоступность, стало настолько популярным, что превратилось в паттерн.

Без названия (7)

Аффорданс можно использовать не просто как инструмент, а как метод, логику.

.

С помощью этой логики вы можете управлять вниманием пользователя, в зависимости от дизайнерской задачи. Расставить акценты, приоритизировать информацию и в конце концов погрузить в объемный и сложный продукт в легкой и понятной пользователю форме.

Без названия (8)

Досадно, что такую полезную вещь, как аффорданс, можно легко упустить из виду в погоне за нестандартным, необычным интерфейсом. Чаще всего допускают следующие ошибки:

  • Отсутствует кнопка меню или главного экрана. А для того, чтобы его открыть, нужен свайп, который не обозначен иконкой или подсказкой.
  • Логотип бренда или компании встречается слишком часто в важных блоках интерфейса, акцентирует внимание на себе, отвлекая от действительно важной информации и перегружая визуал и композицию.
  • Интерактивные (кликабельные) элементы — кнопки, ссылки, иллюстрации — не выделяются на фоне остального контента. Маленькие, блеклые, необъемные, непривлекательные — они не будут заметны, их упустят из виду. А вместе с ними и полезные фичи, реализованные в приложении.

Если вы хотите построить интерфейс на новых, нестандартных принципах — будьте готовы вложиться не только в разработку, но и в маркетинг. При внедрении новых подходов придется заложить время на формирование пользовательской привычки. Продуктовые бренды тратят на это годы.

P.S. В этой статье мы разобрались с теорией. В следующей части мы расскажем о конкретных инструментах, которые помогут применять на практике рассмотренные подходы и спроектировать дизайн с учетом психофизиологического бэкграунда и сложившихся паттернов.

Источник: vc.ru