Как работать с фрилансерами?

Руководитель направления дизайна ZephyrLab Дима Уколов посмотрел на работу фрилансера глазами студии. Дима рассказывает, какой опыт получил, почему иногда проще сделать самому и как правильно выстроить работу, чтобы всем было комфортно.

Идеальный мир дизайнера

Screen-Shot-2017-11-30-at-16.51.44-1024x576

от это всё является раем для дизайнера. Идеальный мир для дизайнера, почти недосягаемый и не существующий для многих, только потому что что-то идёт не так. Я расскажу, почему возникают проблемы в достижении всех этих моментов у фрилансеров, которые пытаются работать со студиями или с отдельными клиентами, закрывая проект целиком.

Ожидания студии

Уровень

Ожидания у студии, менеджера, арт-директора и любого, кто работает с фрилансерами, на самом деле обыкновенные. Мы ждём хороший уровень подготовленности дизайнера, что он будет делать классные штуки, не будет повторять ошибки многих других дизайнеров и будет в тренде.

Молниеносная реакция

То есть, например, мы обращаемся к человеку, пишем письмо и ожидаем от него быстрой реакции, то есть, что он включён в рабочее время, в рабочий процесс, что он не будет тупить или пропадать.

Внимательный подход к поставленным задачам

К сожалению, часто бывает, что дизайнер невнимателен – просто этот навык у человека не развит. Он делает потоком разные задачи, которые ему сваливаются на почту и отсылает, часто, к сожалению, мимо кассы.

Удачный подбор референсов

Тоже немаловажный пункт, потому что для синхронизации ожиданий с каждой стороны важно правильно подобрать референсы, показать заказчику то, что ты будешь делать, сориентировать его на каком-то результате. Это могут быть подробные мудборды с описанием каждого подхода или папка с картинками.

Качество

Качество немного отличается от уровня. Я думаю, что вы должны понимать, чем отличается качество от уровня.

Сделать на (нецензурная лексика) или сделать нормально.

.

Честность

Вообще, мне кажется, базовая вещь во многих взаимоотношениях, не только в рабочих. В нашем случае честность тоже очень важна. Удалённый сотрудник не видит ваших честных глаз. Вы не можете его обнять и сказать: «Чувак, я честный, верь мне». Поэтому важно, чтобы люди друг другу доверяли, не стремились обмануть.

Screen-Shot-2017-12-01-at-17.07.02-295x300

Короче, не стоит друг друга обманывать. Да проще же быть максимально честным с каждым, чем придумывать свои отмазки и потом ещё вспоминать кому и что «вешал на уши».

Дисциплина

Тут всё просто и очень индивидуально.

Реальность или как агентство видит фрилансеров сейчас

К сожалению, наша практика работы с фрилансерами показала несколько другую реальность. Мы ожидали, что сейчас прям возьмём и соберём бэк-офис из 20 — 30 удалённых сотрудников, которые будут всё время помогать реализовывать проекты быстрее, качественнее и легче… Но нет, так оно не работает.

Поиск классных ребят

Первое, с чем мы столкнулись, мы вообще не поняли, где искать классных ребят. Где их вообще берут? Когда мы собирали нашу команду в офис, это происходило как-то естественно. Мы просмотрели 1,5 тыс. портфолио, провели 50 собеседований, нашли трёх дизайнеров и начали работать. Все, кого мы нашли тогда, почти все без исключения работают сейчас. Команда, конечно, немного разрослась, но тем не менее. Где искать удалённых дизайнеров? Их такое количество, что уже даже вчерашний бухгалтер сегодня дизайнер. И таких примеров очень много.

Отсутствие дисциплины

В 10 или 11 утра пишешь: «Привет! Есть новая задача. Давай обсуждать». Человек может отвечать в течение 2-4-8 часов. Бывало, что он отвечает даже через сутки и говорит: «Ну давай обсудим».
А мне уже не надо через сутки, всё, поезд ушел. Я нашёл ребят, которые быстрее среагировали и выполнили задачу.

Все должны понимать, что мы делаем бизнес. Наша задача – успевать вовремя, приходить к результатам, чтобы клиент был счастлив. Ваша задача – выполнять вовремя, чтобы вы получали вовремя зарплату без всяких штрафных санкций и прочего.

Деньги

Следующая реальность – деньги. Все хотят получать вознаграждение за свою работу – это нормально. Когда удалённых сотрудников становится больше, все хотят оплату одновременно, пишут во все возможные каналы связи: «Чувак, дай денег». А это так просто не происходит в студии. Не бывает так, что я сейчас из своего кармана дал и у вас у всех будут деньги. Первое время так и приходилось делать. Чуть дальше я расскажу, как мы решили эту проблему.

Низкий уровень

Это вообще беда. Портфолио – это такой первичный отбор ребят, которое не всегда отражает реальную картину. К сожалению, когда начинаешь с ними работать, то есть выходишь в бой, происходит что-то странное. И думаешь: «Блин, опять всё заново». Ты человеку уже запланировал определенный scope задач на него. А он вообще не туда.

Плохая коммуникация

Человек не слышит, что ты ему хочешь донести. Не слышит задачи, которые ты перед ним ставишь, не хочет вникать, потому что у него куча таких же, как и ты, несчастных заказчиков. Он найдёт ещё миллион компаний или клиентов, которые помогут реализовывать его амбиции. Столкнувшись с этой реальностью, мы поняли, что надо что-то менять, что-то с этим делать.

Наш опыт

За три года существования агентства мы поработали с разными фрилансерами. Мы пришли к следующим правилам и выводам.

Поиск

Начали пробовать искать дизайнеров в различных Telegram-каналах, пабликах во ВКонтакте, Facebook, Behance, среди друзей, про hh не забыли, там также можно найти кого-нибудь достойного. Писали всем: «Ребята, давайте поработаем вместе. У нас есть классный проект. Давайте подключим, соберём команду и сделаем всем хорошо». Штука работает. Главное, помнить кто, откуда и зачем. Всех фиксировать и вести некий реестр.

Вовлечение в корпоративную культуру

Есть много преимуществ от работы в команде. Вам нужно будет работать с различными участниками проекта: аналитиками, менеджерами, проектировщиками и разработчиками. Все они расширяют кругозор и возможности намного быстрее, чем работа в одиночку. Начать можно удалённо, прокачаться, а потом уже пойти в команду.

MG_6135-1024x683

Я считаю, что работать с конкретной студией, куда интереснее, потому что больше возможностей роста, обратной отдачи, да и денег тоже. Мы подключаем наших удалёнщиков к корпоративному Slack’у, внутренним TEDам, таск-менеджерам, рассылкам, а также к участию в корпоративных мероприятиях и т.д.

Где деньги или что такое финансовое планирование для фрилансеров

Столкнувшись с тем, что 2-3 дизайнера начали регулярно писать: «Давайте денег. Я сделал свою работу». Потратив несколько раз почти всю свою зарплату на выплаты, я понял, что с этим надо что-то делать. Вы помните, я же за честность и доверие. Так и говорю, что мы сейчас поработаем и я заплачу уже по факту выполненных работ. Но это оказалось несколько неожиданно, что все потом потребуют денег буквально в один день. Пришлось выработать некую систему.

Теперь я спокойно говорю: «Чуваки, я так быстро не могу перевести деньги. У нас есть определённые правила и процессы по выплатам. Рассказываю, как мы будем работать:».

Screen-Shot-2017-11-30-at-16.53.09

Есть две даты, в которые мы фиксируем результат выполненных работ с помощью приложений или сервисов по учёту рабочего времени, а трекинг времени выгружаем в PDF. Я вижу, на каких вы проектах, что делаете, какое количество часов тратите и могу легко подсчитать общее количество часов.

Два раза в месяц, 10 и 25 числа, я фиксирую результаты. В течение 10 дней у меня есть возможность перевести деньги, чтобы дизайнер получил свою зарплату. То есть удалённый дизайнер становится штатным сотрудником и интегрируется в нашу систему оплаты. Очень удобно и понятно для бухгалтерии, руководства и для вас, потому что с большей вероятностью вы получите свои деньги в определённые даты.

Качество и уровень

Бороться с качеством на самом деле не сложно. Любой уважающий себя дизайнер должен стремиться к качеству макетов, к которым не придраться. Есть второй параметр, который важно выделять – уровень. Важно понимать, что это не то же самое, что и качество. Можно супер-качественно готовить макеты, но выдавать результат невысокого уровня.

Работа с качеством – это опыт дизайнера, педантичность + внимание.

.

Здесь проблема решается опытом и насмотренностью. Нужно просто смотреть, что сейчас в тренде, публиковаться на Behance, в конкурсах, если у вас есть такая возможность. Пробовать новое, искать уникальные решения, копировать удачные и добавлять свой собственный стиль. Если не получается, смотреть, копировать и потом интерпретировать лучшие решения под конкретную задачу. Копируете, а потом интерпретируете. Это хорошая школа для того, чтобы отработать навыки, развить насмотренность и научиться предлагать быстрые решения.

Чем дизайнер в офисе отличается от удалённого сотрудника

С дизайнером в офисе вы можете нагенерить много идей и быстро обсудить, а потом он предложит ещё с десяток вариантов. С удалённым сотрудником получается следующая ситуация: он там над чем-то повозился несколько часов и присылает результат. Ты в этот момент на встрече, потом смотришь и понимаешь, что это не то, а вечером сдавать. Начинаешь писать фидбэк, а день уже кончается, и это всё переходит на следующий день. И три дня вы дорабатываете одну несчастную форму. Это ни фига неудобно.

В итоге приходится говорить: «Ок, чувак». Отдавать это всё штатному дизайнеру и он за полчаса всё правит – это несколько ограничивает в развитии и масштабировании команды. Хочется всё-таки не быть ограниченным тем, кто сидит в офисе.

Итоги

Вообще, моя маленькая миссия и задача – подтолкнуть ребят написать мне на почту, и сказать: «Дима, давай поработаем, пообщаемся и обсудим условия». В качестве тестового задания могу вам предложить сделать редизайн сайта Сбербанка. Для меня это будет хороший показатель вашего умения работать со сложными проектами, что вы не будете рисовать страницы или формы, или отдельные формы и штуки, а можете попробовать предложить решение. Это может быть концепт на листочке, на бумаге, в png – как угодно. Хоть на салфетке. Важно понять то, как вы работаете, как вы думаете, и что вы можете предложить. Кстати, ещё актуально, писать на [email protected].

Вопросы

Что делать если прислали задание из двух строк и вообще непонятно, что делать-то?

Есть задача. Есть заказчик, особенно удалённый заказчик, с которым невозможно встретиться физически. Они присылают письмо с требованиями, бывает, в две строчки. Вот ссылка на сайт. Хотим вот так же. Начинается паника, потому что ты не понимаешь, что он хочет. Ему надо для начала задать какие-то наводящие вопросы.

Если после этого понимание не приходит, договоритесь по Skype. Те же зарубежные заказчики готовы включить вас в свой план-график на 15-минутный разговор. Вы за эти 15 минут всё решите.
Подготовьтесь ко встрече. Соберите референсы, какие-то свои мысли и так вы выявите, что ему ближе всего. Можно напрямую попросить прислать то, что ему нравится, и попробовать его понять. Не бойтесь задавать вопросы.

Иногда присылают какой-то треш. Тут уже нужно работать с заказчиком, как-то скорректировать, чтобы не было треша. Я не знаю какого-то однозначного совета – это как-то изнутри идёт.

Если ты, как дизайнер-фрилансер понимаешь, что не хочешь дальше продолжать работу над этим проектом, по каким-то своим причинам. В каких случаях нельзя не закончить работу. Как хорошо закончить работать с клиентом?

Нельзя не закончить работу в день сдачи проекта. Когда очень долгий, сложный проект… у меня в команде, если кто-то заболевает из дизайнеров, я могу перенаправить задачу на другого дизайнера, то есть, тем самым, решить проблему. А если это единственный человек, работающий с единственным клиентом? Представьте ситуацию: я знаю, что вы уже отрисовали кучу форм, на носу день сдачи исходников. А потом, вдруг, луна в пятом доме, насморк, вы устали и не хотите доделывать. Лучше пересилить себя и по возможности сделать. Но если действительно не готовы, то тут есть два варианта:

Первый
Можно сразу сказать, что всячески уважаете заказчика, но не готовы с ним работать. То есть не оставлять человека одного в поле с этими непонятными для него расширениями. Он даже не откроет это всё. Он даже не знает, что это. Заказчик как ребёнок. У меня двое детей. Им всё время всё надо объяснять, показывать, учить, говорить – в общем, не оставлять одних, они от этого в панику впадают. Поймите, что заказчик такой же ребёнок в этой вот среде графического дизайна.

Второй
Порекомендовать вместо себя человека, за которого ручаетесь. Честно говорите заказчику: «Чувак, я не смогу это сделать. У меня форс-мажор. Дом снесли. Вот мой друг/коллега/напарник, он поможет довести до конца проект».
Если вы начали работать с клиентом, но в какой-то момент понимаете, что что-то идёт не так, вам некомфортно (это становится понятным после двух-трёх контактов) – не стоит тратить свои силы на то, чтобы пересилить себя – говорите честно, что не хотите работать вместе. Или повесьте своё эго в шкафчик и делайте свою работу на все 146% и не жалуйтесь ?

Источник: ZephyrLab