Темная сторона пользовательского интерфейса

Команда по разработке веб-сайтов и мобильных приложений Webest опубликовала на портале Spark.ru перевод статьи “Light and Darkness in UI Design. Matter of Choice”, в которой автор описал все позитивные и негативные стороны использования темного фона в интерфейсах.


В данной статье мы детально обсудим особенности использования тёмного фона для веб-сайтов и мобильных приложений. Области применения, нюансы, преимущества и недостатки такого подхода, а также приведём ссылки на ранее проводимые исследования зарубежных коллег.

Момент использования тёмных цветов и их оттенков в фонах пользовательских интерфейсов до сих пор является темой для многочисленных дискуссий. Не удивительно, что эти споры не теряют актуальности: выбор подходящего фона играет жизненно важную роль в эффективности всех программных продуктов, являясь фактором, способным возвысить или уничтожить дизайнерское решение макета и функциональности, в целом. Наш сегодняшний пост будет посвящён преимуществам и недостаткам использования тёмного фона в пользовательском интерфейсе, так что давайте двигаться к тёмной стороне.

Мы рассмотрим сильные и слабые стороны тёмного дизайна сайтов и мобильных приложений. Практический опыт создания и тестирования интерфейсов показывает то, что тёмный фон может быть сильным решением, способным принести положительный пользовательский опыт. Давайте примем это утверждение как данность и обсудим, когда и где мы сможем заставить его работать на максимум.

Визуальное восприятие тёмного цвета

Один из опросов, результаты которого были опубликованы давным-давно, в 2009 году, на ProBlogger уже тогда выявил довольно интересные моменты. Читателей спрашивали, какого рода фон предпочитают в блогах. Почти половина из них ответили, что светлый предпочтительнее — и это вполне разумно, поскольку в блогах мало что есть, помимо текста. Поэтому аспект читабельности перевесил всё остальное. Тем не менее, 10% респондентов ответили, что предпочитают тёмные фоны, и более трети отметили, что выбор должен зависеть от характера блога и его содержания. Дизайнером не следует пренебрегать мнением столь большой части пользователей при поиске конструктивных решений. Более того, в случае меньшей концентрации текста в цифровом проекте вроде сайта или мобильного приложения процентная доля людей, предпочитающих тёмные цвета, может оказаться значительно больше.

Это хороший пример, показывающий важность исследований и опросов. Их проведение должно быть важной частью процесса разработки. Зная, чего хотят пользователи или, по крайней мере, чему они готовы, поможет вам выйти за пределы традиционного видения.

Научные исследования, проведённые Ричардом Холлом и Патриком Ханной, подчёркивают важность визуального восприятия фона и его влияния на производительность проекта. Проанализировав результаты экспериментов в сфере читабельности и эффективности веб-страниц, которые проводились учёными ранее, авторы подвели итог: «Они обнаружили, что комбинации с положительной полярностью приводят к более высокой производительности сайтов (речь о тёмном тексте на светлом фоне), а более высокий контраст цветовых решений приводит к дальнейшему росту эффективности ресурса». Поэтому тёмный фон может быть столь же эффективен, как и светлый в случае, если другие аспекты, в частности, контрастность и разборчивость элементов макета спроектированы должным образом. Исследование содержит много интересной и полезной информации, полученной на основе пользовательского тестирования различных цветовых комбинаций и их эффективности, поэтому рекомендуем его к ознакомлению дизайнерами.

b_576a4e9a95949

Аспект читаемости

Один из самых известных гуру дизайна пользовательских интерфейсов Якоб Нильсен отметил: «Используйте цвета с высоким контрастом между текстом и фоном. Оптимальная разборчивость требует использования тёмного текста на белом фоне (так называемый позитивный текст). Белый текст на чёрном фоне (негативный текст) хорош почти в той же степени. Несмотря на то, что коэффициент контрастности в обоих случаях одинаковый, инвертированная цветовая схема всё же немного замедляет чтение. Читаемость всегда страдает в случаях, когда текст светлее привычного чёрного, а фон темнее всеми любимого чистого белого».

Действительно, читаемость является жизненно важным аспектом, влияющим на производительность продукта, и она касается не только текста. Это означает, что все значимые символы вроде букв, цифр, пиктограмм и значков должны легко быть замечены и распознаваться в интерфейсе. Таким образом, выбор дизайнера в пользу тёмного фона должен быть основательно подготовлен отбором и тестированием шрифтов, иконок и изображений на различных устройствах.

b_576a4ec809564

Лучшие практики дизайна сайтов и приложений, к примеру, лучшая коллекция тёмных сайтов на Awwwards, нисколько не страдают от плохой читаемости. Чтобы получить схожий результат, в процессе разработки важно помнить следующие вещи:

  • Тёмный фон поглощает некоторую часть света от других элементов, так что необходимое наличие достаточного количества пустого пространства, «воздуха» между элементами;
  • Выверенная длина линии текста может сделать его более читаемым, удобоваримым для пользователей. Продумывайте размеры абзацев, заголовков;
  • Тёмный цвет не всегда означает чёрный, поэтому в каждом конкретном случае разработки дизайна важно выделить время на эксперименты с различными тёмными оттенками фона и цветов других элементов, составляющих содержание страницы;
  • Эффекты тени, градиентов и свечения могут влиять на читаемость;
  • Шрифты без засечек (sans-serif), как правило, являются более разборчивыми. Вычурные сложные шрифты могут выглядеть более элегантными, но воспринимаются труднее для чтения.

 

b_576a4ee67a525

Аспект контраста

Ещё одной интересной вещью для рассмотрения является аспект зрительного восприятия цветов, представленный в таблице на webdesign.about.comТаблица наглядно демонстрирует уровни контраста и производительности различных цветовых комбинаций, указывая на интересный факт: черная часть таблицы является единственной её частью, обеспечивающей хороший контраст практически со всеми цветами. Тщательный подход к тестированию этого фактора дизайна может склонить вас к тому, чтобы попробовать тёмный фон в качестве варианта проектного решения.

b_576a4f0537e2b

В аспекте читаемости контраст также является одним из факторов, способных значительно её повысить.

Одно из ранних исследований фактора контрастности как средства увеличения читаемости привело к такому выводу: «Используя тёмный фон, убедитесь, что у вас нет слишком ярких надписей: понизьте тон белого цвета букв на светло-серый или другой тускловатый цвет для минимизации бликов и чрезмерной контрастности. Уже 5% серого цвета помогут сократить блики от яркого белого. Примечательно, что такой текст будет по-прежнему восприниматься как белый, но читаться гораздо лучше. Также сделайте шрифт жирным, это позволит ему лучше выделяться и не быть «съеденным» окружающей темнотой». Эксперименты с этими особенностями читаемости помогут выявить оптимальные варианты тонировки цветов и обеспечить эффективный, естественный контраст между элементами на странице.

Ещё одна вещь, о которой следует упомянуть, — тёмный фон, как правило, является более тяжёлым и глубоким, что обеспечивает большие возможности для представления графического контента: изображений, фотографий, иллюстраций, плакатов и объявлений. Хорошая композиция и следования принципам визуальной иерархии элементов могут значительно улучшить качество визуального восприятия страницы посетителями. Этот фактор делает тёмный фон очень эффективным и привлекательным в тех случаях, если в интерфейсе преобладает графический материал, а не текст.

b_576a4f25eed16

Аспект эмоционального восприятия

Психология цвета — ещё одна вещь, которая поможет выбрать фон, который станет не только эффективным полем для презентации информации, но и будет содержать собственное сообщение. Тёмные цвета обычно ассоциируются с элегантностью и таинственностью. Кроме того, конкретно чёрный цвет часто символизирует ещё и формальность, престиж и власть. В этом, скорее всего, и кроется причина того, что многие великие бренды строят своё визуальное представление вокруг чёрно-белой гаммы, в лёгкой форме информируя о своих преимуществах потенциальных клиентов. Используя этот аспект в дизайне интерфейсов, можно добиться дополнительной поддержки проектных решений в качественной презентации продукта.

b_576a4f3eab55c

Преимущества тёмного фона

Согласно всем пунктам, описанным выше, мы можем подвести итог: использование тёмного фона может принести весомые выгоды, среди которых:

  • Стиль и элегантность позиционирования продуктов;
  • Ощущение таинственности;
  • Роскошный и престижный внешний вид;
  • Широкое поле применения контраста;
  • Поддержка визуальной иерархии;
  • Глубина визуального представления контента;
  • Внешняя привлекательность.

 

b_576a4f64d3128

Выводы и рекомендации

С другой стороны, использование тёмного фона требует пристального внимания и анализа мельчайших деталей, которые могут потеряться на макете, если не будут оформлены должным образом. В этом ключе необходимо обращать внимание на следующие вещи:

  • Исследование аудитории проекта. Практические и теоретические тесты, эксперименты являются важными источниками данных о целевой аудитории, её пожеланиях и ожиданиях. Данная информация станет основой для выбора наиболее привлекательных дизайнерских схем;
  • Исследование конкурентов. Анализ рынка проектов ближайших конкурентов даёт понимание об ассортименте уже использованных другими игроками рынка решений. Вы сможете сравнить и сделать ваш проект более заметным, уникальным на их фоне;
  • Пользовательское тестирование. Использование тёмного фона может плохо сказываться на аспекте читаемости и разборчивости элементов. Поэтому его нужно тщательно тестировать на всех видах устройств и во всех разрешениях;
  • Фактор окружающей среды. Анализ типичных условий, в которых продукт будет использоваться целевой аудиторией, поможет выявить дополнительные «за» и «против» касательно выбора тёмного фона;
  • Количество контента. Число элементов и блоков, которые должны быть представлены на странице, может оказать влияние на выбор фона: в случае использования тёмной подложки при недостаточном количестве свободного пространства между элементами, вы рискуете испортить восприятие страницы пользователями;
  • Характер контента. Использование тёмного фона даёт лучшие результаты для интерфейсов, в которых графические элементы преобладают над текстом.
b_576a4fad93690

Грамотное использование тёмных тонов может значительно улучшить конверсию и поможет придать солидный имидж вашему проекту.

Источник: spark.ru