- UI/UX
- 2 мин на чтение
- 9993
5 фактов о UX, которые должен знать каждый дизайнер
UX, или опыт взаимодействия, — как много в этом слове. И вместе с тем — как мало мы знаем о нём в части его практического понимания и применения. А ведь новые технологии, даже новые ипостаси, казалось бы, привычных вещей сегодня требуют к себе всё большего внимания. Этой статьёй мы постараемся прояснить роль UX в дизайне в целом и работе каждого дизайнера в частности.
Что такое UX?
Прежде всего это сам дизайн. Проектирование, создание чего-либо с оглядкой на функциональность и эстетику. Дизайн окружает нас: архитектура и ландшафт, оформление улиц и внешний облик прохожих — всё это лишь малая, но немаловажная часть того, что буквально формирует всех.
Хороший дизайн не может не быть ориентирован на оказание помощи человеку, не может являться непрактичным, и, в конце концов, в его основе всегда лежит процесс редукции, упрощения. Что это, зигзаг? Нет, спасибо, дайте мне прямую линию.
Проецирование такой идеи на клиентов представляется уместным постольку, поскольку она заложена в природе вещей. Борьба с излишествами, достижение цели самыми малыми средствами — вот, что такое UX.
На каком этапе работы следует обращаться к специфике UX?
Ещё до того, как взяли в руки карандаш или мышку, неважно. Даже не станем рассматривать ситуацию, когда проект не учитывает опыт взаимодействия, а заказчик не желает считаться с базовыми принципами дизайна. К счастью представителей последней категории, в сфере дизайна по-прежнему остаётся немало дилетантов — вперёд и с песней.
В то же время запрос на проработку UX выдаёт проект, достаточно зрелый для конкурентной борьбы и развития, долгоиграющее начинание. И так как именно опыт взаимодействия красной нитью проходит через весь процесс разработки — от постановки задачи до получения обратной связи от пользователей, игнорировать этот факт — большая ошибка.
UX — это направлять клиента…
Если вы читаете ТЗ и понимаете, что в своём нынешнем виде оно тянет на как минимум административное правонарушение, предложите клиенту конкретные альтернативы или по крайней мере настаивайте на менее директивном стиле взаимодействия.
Если же визави вовсе не потрудился оформить ТЗ, смело берите ситуацию в собственные руки. Для начала определите краткое понятие «правильности» дизайна, отталкиваясь от которого впоследствии можно будет формировать более детальную и комплексную картину проекта у заказчика. А уже после слов «в целом мне нравится» или «в этом что-то есть» можно приниматься за работу.
…и грамотно перестраховываться
Обезопасить самые уязвимые места в борьбе с клиентом — кошелёк и время жизни — способны не только «грандиозные» презентации. Например, можно включить заказчика в процесс проектирования на регулярной основе, скажем, снимая на видео результаты проделанной работы в конце дня.
Такая отчётность более наглядна, кроме того, на определённом этапе можно потребовать от клиента более-менее официальной фиксации своих трудов с тем, чтобы под занавес представления не столкнуться с саботажем.
Внутренний распорядок
В дизайне и UX как его неотъемлемой составляющей весьма уместен дедуктивный метод работы. Принимаясь за тот или иной проект, сперва сформулируйте основную концепцию, поэтапно и методично подчиняя ей всё более и более специфичные вещи. И не всегда очевидные элементы следует рассматривать в первую очередь: например, домашнюю страницу при проектировании сайта, порой целесообразно отложить на потом.
Для кого-то это покажется парадоксальным, но именно так создаются самые уникальные продукты.
Автор: Денис Стригун
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>