- Типографика
- 7 мин на чтение
- 13590
Улучшаем читаемость текста: Правило близости
Дизайнеры часто ставят дизайн на первое место и оправдывают неряшливость работ словами: “здесь такой творческий замысел” или “такая авторская задумка”. Но дизайнер — не художник.
Дизайнер ≠ художник
Интернет, печатная продукция и наружное оформление — это визуальные среды, которые несут информацию. В отличии от художественных картин, люди читают сайты и вывески, чтобы о чем-то узнать: как купить продукт, связаться с компанией или пройти в библиотеку.
Поэтому в работе над информационным дизайном в первую очередь важно не навести красоту, а ясно и однозначно донести информацию. В этом дизайнеру помогают правила и рекомендации.
В этом посте я расскажу о главном принципе восприятия информации и следующем из него правиле.
Немного теории
В основе правила лежит принцип близости в гештальт-психологии — расположенные рядом объекты воспринимаются вместе.
Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика
Отсюда вывод:
Внутренние расстояния элемента должны быть меньше внешних.
Закон близости работает на всех уровнях: в буквах, словах, предложениях, абзацах и модульных макетах. Если этот принцип не соблюдать, то элементы могут образовывать случайные нежелательные связи и вызывать курьёзные ситуации:
Рассмотрим текстовый блок. Расстояние между словами является внутренним, а расстояние между строками (интерлиньяж) — внешним. Поэтому, согласно правилу, увеличим интерлиньяж:
Справа интерлиньяж увеличен. Блок выглядит аккуратнее и легче
Если добавить к тексту заголовок, то интерлиньяж заголовка — внешнее, должен быть больше, чем интерлиньяж текста — внутреннее. Помните, внешнее всегда больше внутреннего:
Блок с правильно выстроенными расстояниями считывается легче
Если этот блок положить на плашку, то ее поля будут играть роль внешнего, поэтому они должны быть больше интерлиньяжа заголовка:
Большие поля плашки придают блоку значимость
Теперь рассмотрим это на примерах.
В буквах и словах
Для примера напишем слово:
В слове внутреннее расстояние играет пространство внутри буквы, а внешнее — пространство до соседних букв. Сейчас правило близости нарушено. Буквам тесно, прочитать слово тяжело. А серединка буквы О напоминает дырку.
Увеличим межбуквенное расстояние так, чтобы визуально буква О перестала дырявить слово:
Появилась некая торжественность, буквы дышат, слово читается значительно легче.
Добавим еще два слова, но пробел между ними оставим стандартным:
Фраза читается тяжело, создается впечатление, что это одно длинное слово.
Увеличим пробелы между словами:
Уже лучше, продолжаем эксперимент. Заменим шрифт на более вытянутый:
Так как буквы ýже, расстояние внутри них стало меньше, значит можно уменьшить расстояние между самими буквами:
Готово! Фраза стала компактной, ясной и легко считываемой.
Так эта надпись выглядит на здании аэропорта:
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>