Инфографика

Инфографика ВЦИОМ

В нашей группе ВКонтакте уже промелькнула новость о том, что ВЦИОМ тоже пожелал выйти на путь инфографики и начать ее делать в качестве иллюстраций для своих новостей (можно даже посмотреть их альбом отдельно). Но пока качество их инфографики не дотягивает даже до начального уровня РИАна, а скорее подходит по всем параметрам под уровень Атипичной инфографики:

Инфографика ВЦИОМ
Хорошие 55%, которые рисовались примерно, чтобы было “наглядно”.

Но дело даже не в уровне работ, а в самом подходе к созданию инфографики. Если принять во внимание, что в отделе инфографики РИАна сидит более 15-ти человек (точно не знаю сколько), у которых основная цель — выпустить инфографику о каком-то событии в течении 60 минут после того, как это событие произошло. Что ж, это вполне понятно, РИАн — новостной портал, ему нужно быстрее всех рассказать о чем-либо в наглядной форме и ему это выгодно.

Но вот когда схожий принцип практикуют в совершенно другой области, где время не играет никакого решающего значения, где сверхважные опросы (которые набирают достаточное количество данных для крутой инфографики) проходят раз в неделю — это что-то оригинальное. Да-да, как ни странно, но ВЦИОМ тоже стремится выпускать так называемую “инфографику” (в их понимании) по каждому проведенному ими опросу. А эти опросы проводятся буквально каждый день, если не по 3-4 в день. Но что еще интереснее: обычно в этих опросах присутствует не более 3-х вопросов и не более 2-х ответов! Т.е. на выходе мы получаем количественные данные в размере всего 6 (!!!) цифр, которые ВЦИОМ стремится представить на инфографике:

Инфографика ВЦИОМ
Ну что это за детский сад? Кому этот шедевр поможет что-то понять? Из этой картинки я только понял, что дизайнер виртуозно умеет пользоваться поиском по базам бесплатных клипартов векторной графики и все! Не зря есть отличная поговорка: “Если у вас фиговые данные, то и инфографика получится фиговой”. Но на это всем пофиг, главное сделать побольше, а там уж пусть народ сам разбирается, как и что читать и понимать.

Если опять вернуться к сравнению инфографики РИАна и ВЦИОМа, то у первого среднее количество численных значений обычно превышает число 20, в то время как у второго ни разу не превышало 10. Что такое инфографика из 10 цифр? Да, самая правильная инфографика, когда у вас такое количество данных — самая простая таблица, из которой все будет намного понятнее и без разглядывания сомнительных фигур на заднем плане, которые тут ни к чему и ничего не обозначают, а только вносят мусор в общую картину.

Инфографика ВЦИОМ
Планировали потратить 2.4Л7 рублей,а потратили 3.Л06 рублей. Да еще и вертикальные риски ничего не обозначают, а вроде бы была попытка связать их количество с количеством потраченных денег. Но попытка провалилась… Да и дизайнер не знает, что тысячи никогда не разделяются точками, уж если нужно, то только пробелами.

Какой хотелось бы сделать вывод из всего этого.

Вывод очень прост: инфографика не спасет, когда вы хотите объяснить то, что даже школьник в состоянии сравнить (6 разных чисел). Если уж вы хотите графического пояснения, то используйте просто столбчатые или линейчатые диаграммы. Тогда сразу будет видно, что да, действительно, число 96 больше, чем число 2!

Инфографика в своем натуральном проявлении поможет, когда у вас 100 страниц скучного текста, по которому разбросаны 9-10 ключевых фактов, которые только и нужно знать читателю. Инфографика спасает положение, если нужно сделать годовой отчет, а обычные таблицы всем надоели и решили сделать что-то наглядное.

Но уж инфографику никак и никогда нельзя применять, когда у вас есть для визуализации пара чисел. Даже если вы сделаете что-то, что будет напоминать “инфографику”, это таковым являться не будет, потому что не будет никакого сравнения, никакой аналитики, вообще ничего. Будет просто картинка, на которой 95% пространства будут занимать иллюстрации к пяти скучным цифрам, а остальное пространство будет занято реальными фактами, ради которых вся работа и затевалась. Но раз эти факты не смогут заполнить все пространство нормально, значит их нужно перемешивать с картинками.

PS: вскоре будет статья о том, как же ВЦИОМ создает свою инфографику, кто у них работает и почему они в тупике.