UX-исследования. Список методов и техник.

Данная статья написана (а лучше сказать собрана) для быстрого доступа ко всем методам и техникам UX-исследований. Каждая техника и метод содержат ссылки на внешние источники с подробным обзором.

Обычно методы UX-исследований делят на две основные категории: качественные и количественные:

  • Качественные методы включают в себя интервью, опросы, фокус-группы и пользовательское тестирование. Эти методы используются для получения более глубокого понимания поведения и мотивации пользователей;
  • Количественные методы предполагают анализ данных и проведение экспериментов. Эти методы используются для измерения поведения пользователей и понимания влияния различных проектных решений. Каждый метод имеет свои плюсы и минусы, и выбор метода для конкретной цели исследования зависит от контекста и задач исследования.

Но я решил не группировать методы по этим категориям*, а выдать все одним списком, а потом вкратце пробежаться по каждому методу из списка и оставить ссылки на подробные разборы методов.

* – так как и качественные и количественные методы могут применяться на одних и тех же этапах проектирования, то это деление в рамках текущей статьи не целесообразно; сначала рассмотрим наиболее чаще встречаемые методы, чтобы вы знали, что изучать в первую очередь.


Все методы UX-исследований одним списком

Наиболее часто-используемые:

  1. Карта сервиса (Service Blueprint) – подробный разбор метода от UpRock
  2. Стратегия развития продукта (Product Strategy)подробный разбор метода от UX-Journal
  3. Ценностное Предложение (Value Proposition) – разбор метода и шаблон от UpLab
  4. Конкурентный анализ (Competitive analysis)руководство по конкурентному анализу от UpRock
  5. Создание Персон (Personas)подробный разбор метода от UpRock
  6. Карта пути пользователя (CJM/UJM) – подробный разбор метода от UX-Journal
  7. Раскадровки (Storyboards) – подробный разбор метода от Ольги Шавриной
  8. Пользовательские сценарии (User Scenarios) и Use Cases подробнее про эти методы на UpRock и Яндекс.Практикум
  9. Глубинное интервью (User Interview)гайд по глубинному интервью от “Оди. О дизайне”
  10. Контекстное исследование (Contextual Inquiry)подробный разбор метода от UpRock
  11. User Flow подробный разбор метода от UX-Journal
  12. Карта сайта (Sitemap)подробный обзор на Medium
  13. Эвристическая оценка (Heuristic Evaluation) – подробный разбор метода от Medium
  14. Мозговой штурм (Brainstorming)подробный обзор метода от ux.pub
  15. Мудборд (Mood board)подробный обзор метода от “Оди. О дизайне”
  16. Юзабилити-тестирование (Usability Testing)подробный разбор метода от UX-Journal
  17. AB-тестирование (A/B-Testing)подробный разбор метода от UX-Journal
  18. Фокус-группы (Focus Groups)подробный разбор метода от UpRock
  19. SWOT-анализ (SWOT Analysis)подробный разбор метода от MoreThanDigital

Используемые реже:

  1. Коридорное тестирование (Guerrilla Testing)подробный разбор метода от Leadstartup
  2. Айтрекинг (Eye Movement Tracking)подробный разбор метода от itlogia

Многовато вышло частых и совсем мало редких, но таковы реалии… Коридорные тестирования обычно и вовсе не котируются в качестве исследований, а для айтрекинга необходимо отдельное оборудование и есть особенности для проведения такого рода теста, что не всегда оправдывается.

А вот все остальные методы рекомендую изучить подробнее.


Наиболее часто-используемые методы и техники

Карта сервиса (Service Blueprint)

Изображение взято с сайта Medium

Карта, отображающая все точки соприкосновения пользователя с вашим продуктом, а также основные внутренние процессы, связанные с этим. Полезно для визуализации пути, пройденного пользователем по нескольким направлениям, и возможностей улучшения этого прохождения.

Для подробного изучения:

  1. “Карта сервиса: Определение” от UpRock
  2. “Составление карты сервиса на практике: Кто, когда, как?” от UpRock

Стратегия развития продукта (Product Strategy)

Изображение взято с сайта NNGroup

Стратегия развития продукта – это основа жизненного цикла продукта и план его дальнейшего развития. Она позволяет UX-дизайнерам сфокусироваться на конкретных целевых аудиториях и привлечь внимание к продукту и потребительским качествам.

Для подробного изучения:

  1. “Стратегия развития продукта: с чего начать, как найти слабые места…” от UX-Journal

Ценностное предложение (Value Proposition)

Изображение взято с сайта UpLab

Заявление, в котором описываются ключевые аспекты продукта: что это такое, для кого он предназначен и как он будет использоваться. Ценностное предложение помогает команде достичь консенсуса относительно того, каким будет продукт.

Для подробного изучения:

  1. “Шаблон ценностного предложения” от UpLab

Конкурентный анализ

Изображение взято с сайта UXprice

Проведение аудита/обзора конкурирующих сайтов и приложений; проведение пользовательского тестирования конкурирующих сайтов; написание отчета с кратким описанием конкурентной среды.

Для подробного изучения:

  1. “Руководство по конкурентному анализу” от UpRock
  2. “Анализ конкурентов с примерами” от UXprice

Создание персон (Personas)

Изображение взято с maze.com

Персоны – это архетипы реальных пользователей. Это представление определенной группы людей со схожим поведением, потребностями, целями, навыками, установками и т.д. Персоны позволяют оживить пользователей и лучше понять их проблемы. Такое понимание позволяет дизайнерам принимать правильные решения о функциях продукта, навигации, взаимодействии, визуальном дизайне и многом другом.

Для подробного изучения:

  1. “Метод персон в UX” от UpRock
  2. “Что такое метод персон и как его продуктивно использовать” от ux.pub

Карта пути пользователя (User/Customer Journey Map)

Оригинальное изображение взято с NNGroup

Карта пути пользователя (CJM/UJM) – это отличный инструмент для UX-дизайнеров, поскольку она визуализирует взаимодействие пользователя с продуктом и позволяет дизайнерам увидеть продукт с точки зрения пользователя.

Для подробного изучения:

  1. “Что такое Customer Journey Map (CJM) и как построить ее правильно” от UX-Journal
  2. “3 типа карт пути в UX и продуктовом дизайне” от UpRock

Раскадровки (Storyboards)

Оригинальное изображение взято с сайта BBC

Комикс, иллюстрирующий последовательность действий потребителя при использовании продукта. Это позволяет перевести функциональные возможности в реальные ситуации, помогая дизайнерам проникнуться сочувствием к потребителю и одновременно получить первое представление о масштабах продукта.

Для подробного изучения:

  1. “Раскадровки UX- идей и исследований: зачем дизайнеру интерфейсов сториборд” от UX-Journal
  2. “Разбор задачки: как я использую Storyboards в дизайне” от Ольги Шавриной

Пользовательские сценарии (User Scenarios) и Use Cases

Изображение взято с сайта UX Knowledge Base Sketch

Полный перечень сценариев, которые происходят при взаимодействии пользователей с продуктом: вход в систему, не вход, первое посещение и т.д. Обеспечивает тщательное рассмотрение всех возможных действий, а также поведения системы в каждом сценарии.

Для подробного изучения:

  1. “Что такое пользовательские сценарии в UX?” от “Воздушный Дизайн”
  2. “Пользовательские сценарии: руководство для новичков” от UpRock
  3. “Варианты на все случаи жизни: как написать полезный use case” от Яндекс.Практикум

Глубинное интервью

Изображение взято с сайта awdee.ru

Интервью с пользователем – это распространенный метод исследования пользователей, который обычно используется для получения качественной информации от существующих пользователей. Интервью с пользователем помогает UX-дизайнеру лучше понять своих пользователей (их эмоции и мнения). Эта техника особенно полезна, когда целевая аудитория является новой или неизвестной для команды.

Для подробного изучения:

  1. “Гайд по глубинному интервью. Как выжать максимум (из респондента)” от “Оди. О дизайне”
  2. “Как написать эффективный гайд для UX интервью” от UpRock

Контекстное исследование (Contextual Inquiry)

Изображение взято с сайта userpeek

Контекстное исследование – это разновидность этнографического полевого исследования, предполагающая углубленное наблюдение и интервьюирование небольшой выборки пользователей с целью получения глубокого понимания рабочих практик и поведения.

Для подробного изучения:

  1. “Как контекстное исследование может улучшить дизайн?” от UpRock

User Flow

Пример User-Flow из моего проекта с фриланса, можно посмотреть полную версию в моем портфолио на www.airat.design/works

Визуальное представление потока действий пользователя по выполнению задач внутри продукта. Это взгляд пользователя на организацию сайта, позволяющий легче определить, какие этапы можно улучшить или переделать.

Для подробного изучения:

  1. “Полное руководство по User Flow: как сделать, примеры и советы” от UX-Journal
  2. “Про User Flow” от Contented

Карта сайта (Sitemap)

Изображение взято с сайта uxdesign.cc

Один из наиболее классических видов информационной архитектуры: диаграмма страниц сайта, организованных по иерархическому принципу. Она позволяет легко представить основную структуру и навигацию сайта.

Для подробного изучения:

  1. “Информационная архитектура: руководство для UX-дизайнеров” от UpRock
  2. “Как создать карту сайта: простое руководство” на Medium

Эвристическая оценка (Heuristic Evaluation)

Изображение взято с сайта Smashing Magazine

Эвристическая оценка – это детальный анализ продукта, который позволяет выявить хорошие и плохие практики проектирования в существующем продукте. Она помогает UX-дизайнерам визуализировать текущее состояние продукта с точки зрения удобства использования, доступности и эффективности опыта.

Для подробного изучения:

  1. “Эвристическая оценка. Мощный UX-инструмент в руках дизайнера” от Medium (работает по VPN)

Мозговой штурм (Brainstorming)

Изображение взято с сайта miro

Мозговой штурм широко используется командами как метод генерации идей и решения проблем. Мозговой штурм позволяет команде представить широкий спектр проектных решений, прежде чем принять решение о том, какого из них следует придерживаться.

Для подробного изучения:

  1. “Мозговой штурм в дизайне: от появления идеи до ее реализации” от ux.pub
  2. “Как проводить мозговой штурм” от Miro

Мудборд (Mood board)

Изображение взято с сайта awdee

В UX-дизайне доски настроения используются для визуального отображения чувств или ценностей, которые должен вызывать цифровой продукт. Доски настроения – это коллажи, которые доступны и понятны даже людям с небольшим опытом в области дизайна.

Для подробного изучения:

  1. “Мудборды в UX: как и зачем их использовать” от “Оди. О дизайне”
  2. “Зачем дизайнеру нужен мудборд и как его составить” от Яндекс.Практикум

Юзабилити-тестирование (Usability Testing)

Изображение взято с сайта ux-journal

Юзабилити-тестирование – это наблюдение за тем, как пользователи пытаются выполнить задачи с помощью продукта. Тестирование может быть сфокусировано на каком-то одном процессе или иметь более широкий спектр.

Для подробного изучения:

  1. “Что такое юзабилити-тестирование и как провести его правильно” от UX-Journal
  2. “Как проводить юзабилити-тестирование” от Сontented

A/B тестирование (A/B Testing)

Изображение взято с сайта uxdesigninstitute

A/B-тестирование – это предложение альтернативных версий продукта разным пользователям и сравнение результатов с целью выяснения, какая из них работает лучше. Это отличная техника для оптимизации воронок и целевых страниц.

Для подробного изучения:

  1. A/B тестирование в UX дизайне сайтов и приложений от Cloudmakers
  2. А/Б тестирование — практическое руководство: что такое, в чем ценность и как провести от UX-Journal

Фокус-группы (Focus Groups)

Изображение взято с сайта Inkbot Design

Фокус-группа – это модерируемая дискуссия, в которой обычно участвуют от 5 до 10 человек. Вы собираете людей для обсуждения вопросов и проблем, связанных с особенностями пользовательского интерфейса. Группа обычно длится около 2 часов и управляется модератором, который поддерживает фокус группы.

Для подробного изучения:

  1. “Фокус-группы: руководство” от UpRock

SWOT-анализ (SWOT Analysis)

Изображение взято с сайта miro

Различные методы оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, влияющих на пользовательский опыт продукта.

Для подробного изучения:

  1. “SWOT-анализ — определение и 5 шагов для профессионального SWOT-анализа” от MoreThanDigital

А далее техники и методы используемые реже…

Коридорное тестирование (Guerrilla Testing)

Изображение взято с сайта interaction-design

Коридорное тестирование – один из самых простых (и дешевых) видов пользовательского тестирования. Это быстрое юзабилити-тестирование интерфейса в процессе разработки, цель которого — обнаружить очевидные недочеты в дизайне. Коридорное тестирование обычно подразумевает посещение кафе или другого общественного места с целью расспросить людей о вашем продукте или прототипе. Такое тестирование можно проводить где угодно – в кафе, библиотеке, на вокзале и т.д., в общем, везде, где можно найти подходящую аудиторию.

Плюсы этого метода рождают его минусы: очевидно, что подобного рода интервью будут поверхностными и проводить их стоит лишь для выявления самых очевидных недочетов на ранних стадиях проектирования. Подробнее по ссылкам ниже.

Для подробного изучения:

  1. “Что такое коридорное тестирование, как его провести + примеры” от leadstartap

Айтрекинг (Eye Movement Tracking)

Изображение взято с сайта UX Booth

Технология, анализирующая движения глаз пользователя по макету пользовательского интерфейса (т.е. веб-страницы). Айтрекинг позволяет получить данные о том, что удерживает интерес пользователя на экране и как можно оптимизировать процесс чтения с помощью дизайна.

Для подробного изучения:

  1. “Айтрекинг в веб-дизайне” от Айтилогия
  2. “Что такое айтрекинг” от SkillBox

Данная статья основана на: