- Дизайн
- 2 мин на чтение
- 17478
Краткая история психоделического дизайна
История психоделического дизайна весьма обширна и достойна если не книги, то небольшой диссертации. В рамках этой статьи мы сосредоточимся на вехах развития данного жанра в искусстве в США, где психоделический дизайн получил наибольшее распространение.
Итак, перенесёмся на 100 лет назад.
Пробы пера
Выделение психоделического дизайна в самостоятельное направление предваряли характерные черты европейской живописи, набиравшие популярность в начале XX века: всё чаще в изобразительном искусстве начинали встречаться фантастические объекты, калейдоскопические и спиралевидные узоры, яркая цветовая гамма, экстремальная детализация, нетрадиционная типографика. Этими приёмами так или иначе пользовались многие модернисты того времени — приверженцы ар-нуво, венского сецессиона, а также сюрреализма.
Яркими примерами каждого из направлений служат произведения Уильяма Бредли (ар-нуво), Густава Климта (венский сецессион), Сальвадора Дали (сюрреализм):
Оп- и поп-арт
Более осмысленным и явным шагом навстречу психоделике в дизайне стало появление в 1960 гг. таких художественных течений, как оп- и поп-арта. В основе первого лежало активное применение оптических иллюзий, второе акцентировало внимание на продуктах массового потребления и использование метода шелкографии. Особую известность эти направления получили в Великобритании и США.
Хорошими иллюстрациями оп- и поп-арта могут служить работы Бриджет Райли и Энди Уорхола:
Цитадель психоделики
Если у психоделического дизайна и было место силы, оно определённо находилось в городе Сан-Франциско, а точнее — в районе Хейт-Эшбери. Концентрация хиппи, а соответственно, и продуктов этой субкультуры, была необычайно высока.
Здесь располагались штаб-квартиры Веса Уилсона, Виктора Москосо, Бонни МакЛин, художников, известных прежде всего своими плакатами для рок-концертов, проходивших в The Fillmore и Bill Graham Civic Auditorium.
Вес Уилсон:
Виктор Москосо:
Бонни МакЛин:
Лос-Анджелес
Однако не только Сан-Франциско притягивал поклонников бибопа. Не последнюю роль в становлении психоделического дизайна сыграл Лос-Анджелес, уроженцы которого, к слову, в своей работе уделяли большее внимание популяризации нового направления в искусстве.
Среди них — Джон Ван Хамерсвельд и Рик Гриффин:
Нью-Йорк
Таким образом, в настоящее время под классическим психоделическим дизайном понимается в первую очередь калифорнийская школа. Однако сказать, что радикальный модернизм не добрался до восточного побережья США, было бы ошибкой. Напротив, художники, скажем, Нью-Йорка внесли собственную эстетику в искусство психоделики.
Двое из них, Сеймур Чваст и Милтон Глейзер, в содружестве основали Push Pin Studios — одно из самых весомых дизайнерских агентств прошлого столетия.
Сеймур Чваст:
Милтон Глейзер:
Автор: Денис Стригун
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>