- Инфографика
- 4 мин на чтение
- 12156
XIX-е столетие: Золотой век инфографики
Многие считают, что инфографика зародилась в 70-х годах XX-го века, а её создателем называют Эдварда Тафти, автора многих работ по инфодизайну и визуализации.
Однако, такое мнение не может претендовать на истинность – примеры работ, которые смело можно назвать инфографикой, можно найти в ХХ-м, в ХIX-м, в XVIII-м веках и даже раньше.
Майкл Фрэндли в своей книге «The Handbook of Data Visualization» ставит точку отсчёта истории инфографики чуть ли не в античности. Таблицы, анатомические и географические карты, простейшие диаграммы и графики движения небесных тел он называет предтечами инфодизайна. Настоящий переворот произошёл в 17-м веке, с возникновением системы координат, аналитической геометрии и статистики, которые и заложили основы для появления инфографики в том виде, в котором мы ее знаем.
Периодом зарождения современного инфодизайна и одновременно его золотым веком считается середина XIX-го столетия. Именно тогда были созданы одни из лучших экземпляров, которые по праву называются шедеврами визуализации. Созданы без графических редакторов, Интернета и команды профессионалов.
Мы ни в коем случае не отрицаем ценности современной инфографики и признаем, что и по сей день создаются подлинные шедевры. Мы просто восхищаемся таланом мастеров прошлого.
Джозеф Пристли. Новый график истории, 1769
Еще задолго до золотого века инфографики появлялись впечатляющие работы, визуализировавшие огромные массивы информации. Среди них – «Новый график истории» англичанина Джозефа Пристли. По своей форме эта работа ближе к современным таймлайнам, чем к инфографике, однако нельзя пройти мимо неё. На обширном чарте автор решил, ни много ни мало изобразить историю человечества от древнейших времен до 18-го века.
История преподнесена посредством изображения крупнейших общественно-политических формаций. Сверху находится шкала времени, справа – географические регионы. Таким образом, мы видим не только период существования государства, но и его расположение и масштабы. Плюс ко всему, график содержит множество пометок. Всё это в совокупности даёт впечатляющую по количеству обработанной информации и лаконичности её донесения работу.
Уильям Плейфэр. Коммерческий и политический атлас, 1786
Подлинным отцом инфографики может считаться английский экономист Уильям Плейфэр. Ему мы обязаны четырьмя основными видами диаграмм: круговая, секторная, линейная и столбчатая. Главным его детищем в сфере инфодизайна стала его книга «Коммерческий и политический атлас», в простой форме демонстрировавшая состояние современной ему Англии.
Может быть, сегодня графики «Атласа» не произведут сильного впечатления, но тогда они послужили поводом для дискуссий о восприятии визуальной информации и положили начало интересу к инфографике.
Джон Сноу. Карта заболевания холерой, 1854
Не впечатляющая с точки зрения графического дизайна и визуализации, однако, крайне важная работа. Джон Сноу, врач и первый профессиональный анестезиолог, указал на карте Лондона очаги заболевания холерой и заметил, что они находились вблизи водонапорных башен.
После этого городской водяной насос был закрыт, и случаи заражения прекратились. Таким образом, инфографика в какой-то момент спасла Лондон.
Флоренс Найтингейл. Диаграмма причин смерти, 1856
Легендарная «леди с лампой» Флоренс Найтингейл вошла в историю не только как сестра милосердия, осуществившая революцию в армейской медицине, но и как способный математик и новатор в области инфографики. Вернувшись с Крымской войны, она хотела достучаться до высших эшелонов власти, дабы улучшить положение раненых и больных на фронте. И для этого она использовала инфографику.
Круговые секторные диаграммы, впоследствии названные «розами Найтингейл» обозначают количество смертей от различных причин: от инфекций, ран и прочего. Каждый «лепесток» розы обозначает один месяц. Две сопоставляемые диаграммы наглядно демонстрируют снижение числа смертей и, как следствие, эффективность методов Найтингейл. Эта вошедшая в историю инфографика имела успех – «леди с лампой» было поручено реорганизовать медицинскую службу.
Шарль-Жозеф Минар. Карта наполеоновского похода в Россию 1812-го года, 1869
Каноничный пример винтажной инфографики, без которого не обходится ни один материал на данную тему. И это не случайно – график впечатляет не только точностью передачи данных, понятностью, наглядностью и лаконичностью, но и объёмом информации. Помимо маршрута следования французского войска на Москву мы можем видеть изменение его численности, отделение каких-то подразделений и их движение и даже температурную шкалу, что подчёркивает роль погоды в Отечественной войне.
Стоит отметить, что это не единственная впечатляющая инфографика Шарля-Жозефа Минара. По тому же принципу строятся его карты похода Ганнибала и глобальной миграции.
Помимо этих выдающихся работ, можно найти множество интересных графиков по сравнению длины рек и высоты гор, временные таблицы, отчёты и многое другое. Некоторые из них выглядят достаточно современно: винтажная инфографика ни в чем не уступает инфографике последних лет, а по некоторым пунктам даже её превосходит.
Почему винтажная инфографика лучше:
• В ней отображается больше информации
Авторы 19-го века стремились обработать и визуализировать гораздо больше информации. Причём речь идёт не только об общем её объёме, но и о её разнообразии (в качестве примера можно привести «График истории» Дж. Пристли, который затрагивает и временные, и пространственные аспекты).
• Она более злободневна и действенна
Известно, что инфографика оказывает большее влияние на человека. Однако современные работы на злободневные темы (например, экология или криминал) не обладают таким эффектом, каким обладали работы прошлого. Из-за своей оригинальности они привлекали больше внимания и убеждали лучше – вспомнить, хотя бы, графики Найтингейл или карту Сноу.
• Она сдержана и аскетична
Минимализм в оформлении был во многом продиктован несовершенством систем печати, однако пошёл только на пользу. Аскетичный стиль не отвлекает и не раздражает, а наоборот, способствует восприятию информации.
Этими критериями большой объем современной инфографики, к сожалению, похвастать не может. Возможно, это и послужило причиной второго кризиса инфодизайна, о котором говорит уже упоминавшийся Майкл Фрэндли. Тем не менее, и сейчас появляются впечатляющие работы, достойные своих праотцов.
Автор: Василий Федотовский
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>