XIX-е столетие: Золотой век инфографики

Многие считают, что инфографика зародилась в 70-х годах XX-го века, а её создателем называют Эдварда Тафти, автора многих работ по инфодизайну и визуализации.

Однако, такое мнение не может претендовать на истинность – примеры работ, которые смело можно назвать инфографикой, можно найти в ХХ-м, в ХIX-м, в XVIII-м веках и даже раньше.

Майкл Фрэндли в своей книге «The Handbook of Data Visualization» ставит точку отсчёта истории инфографики чуть ли не в античности. Таблицы, анатомические и географические карты, простейшие диаграммы и графики движения небесных тел он называет предтечами инфодизайна. Настоящий переворот произошёл в 17-м веке, с возникновением системы координат, аналитической геометрии и статистики, которые и заложили основы для появления инфографики в том виде, в котором мы ее знаем.

Периодом зарождения современного инфодизайна и одновременно его золотым веком считается середина XIX-го столетия. Именно тогда были созданы одни из лучших экземпляров, которые по праву называются шедеврами визуализации. Созданы без графических редакторов, Интернета и команды профессионалов.

Мы ни в коем случае не отрицаем ценности современной инфографики и признаем, что и по сей день создаются подлинные шедевры. Мы просто восхищаемся таланом мастеров прошлого.

Джозеф Пристли. Новый график истории, 1769

1
Еще задолго до золотого века инфографики появлялись впечатляющие работы, визуализировавшие огромные массивы информации. Среди них – «Новый график истории» англичанина Джозефа Пристли. По своей форме эта работа ближе к современным таймлайнам, чем к инфографике, однако нельзя пройти мимо неё. На обширном чарте автор решил, ни много ни мало изобразить историю человечества от древнейших времен до 18-го века.

История преподнесена посредством изображения крупнейших общественно-политических формаций. Сверху находится шкала времени, справа – географические регионы. Таким образом, мы видим не только период существования государства, но и его расположение и масштабы. Плюс ко всему, график содержит множество пометок. Всё это в совокупности даёт впечатляющую по количеству обработанной информации и лаконичности её донесения работу.

Уильям Плейфэр. Коммерческий и политический атлас, 1786

2
Подлинным отцом инфографики может считаться английский экономист Уильям Плейфэр. Ему мы обязаны четырьмя основными видами диаграмм: круговая, секторная, линейная и столбчатая. Главным его детищем в сфере инфодизайна стала его книга «Коммерческий и политический атлас», в простой форме демонстрировавшая состояние современной ему Англии.

Может быть, сегодня графики «Атласа» не произведут сильного впечатления, но тогда они послужили поводом для дискуссий о восприятии визуальной информации и положили начало интересу к инфографике.

Джон Сноу. Карта заболевания холерой, 1854

3
Не впечатляющая с точки зрения графического дизайна и визуализации, однако, крайне важная работа. Джон Сноу, врач и первый профессиональный анестезиолог, указал на карте Лондона очаги заболевания холерой и заметил, что они находились вблизи водонапорных башен.

После этого городской водяной насос был закрыт, и случаи заражения прекратились. Таким образом, инфографика в какой-то момент спасла Лондон.

Флоренс Найтингейл. Диаграмма причин смерти, 1856

4
Легендарная «леди с лампой» Флоренс Найтингейл вошла в историю не только как сестра милосердия, осуществившая революцию в армейской медицине, но и как способный математик и новатор в области инфографики. Вернувшись с Крымской войны, она хотела достучаться до высших эшелонов власти, дабы улучшить положение раненых и больных на фронте. И для этого она использовала инфографику.

Круговые секторные диаграммы, впоследствии названные «розами Найтингейл» обозначают количество смертей от различных причин: от инфекций, ран и прочего. Каждый «лепесток» розы обозначает один месяц. Две сопоставляемые диаграммы наглядно демонстрируют снижение числа смертей и, как следствие, эффективность методов Найтингейл. Эта вошедшая в историю инфографика имела успех — «леди с лампой» было поручено реорганизовать медицинскую службу.

Шарль-Жозеф Минар. Карта наполеоновского похода в Россию 1812-го года, 1869

5
Каноничный пример винтажной инфографики, без которого не обходится ни один материал на данную тему. И это не случайно – график впечатляет не только точностью передачи данных, понятностью, наглядностью и лаконичностью, но и объёмом информации. Помимо маршрута следования французского войска на Москву мы можем видеть изменение его численности, отделение каких-то подразделений и их движение и даже температурную шкалу, что подчёркивает роль погоды в Отечественной войне.

Стоит отметить, что это не единственная впечатляющая инфографика Шарля-Жозефа Минара. По тому же принципу строятся его карты похода Ганнибала и глобальной миграции.

Помимо этих выдающихся работ, можно найти множество интересных графиков по сравнению длины рек и высоты гор, временные таблицы, отчёты и многое другое. Некоторые из них выглядят достаточно современно: винтажная инфографика ни в чем не уступает инфографике последних лет, а по некоторым пунктам даже её превосходит.

Почему винтажная инфографика лучше:

• В ней отображается больше информации
Авторы 19-го века стремились обработать и визуализировать гораздо больше информации. Причём речь идёт не только об общем её объёме, но и о её разнообразии (в качестве примера можно привести «График истории» Дж. Пристли, который затрагивает и временные, и пространственные аспекты).

• Она более злободневна и действенна
Известно, что инфографика оказывает большее влияние на человека. Однако современные работы на злободневные темы (например, экология или криминал) не обладают таким эффектом, каким обладали работы прошлого. Из-за своей оригинальности они привлекали больше внимания и убеждали лучше – вспомнить, хотя бы, графики Найтингейл или карту Сноу.

• Она сдержана и аскетична
Минимализм в оформлении был во многом продиктован несовершенством систем печати, однако пошёл только на пользу. Аскетичный стиль не отвлекает и не раздражает, а наоборот, способствует восприятию информации.

Этими критериями большой объем современной инфографики, к сожалению, похвастать не может. Возможно, это и послужило причиной второго кризиса инфодизайна, о котором говорит уже упоминавшийся Майкл Фрэндли. Тем не менее, и сейчас появляются впечатляющие работы, достойные своих праотцов.

Автор: Василий Федотовский

Комментарии

Спасибки!!!! Все по делу☝️🤗😙
Как стать UX/UI дизайнером бесплатно и без опыта
А как также, но только с цифровой?
3 способа сделать фон для предметной фотосъемки
А как также,но только с цифровой?
3 способа сделать фон для предметной фотосъемки

Статьи по теме

6 комментариев

  • http://facebook.com/profile.php?id=742099910 Alesha Novichkov

    Прекратите делать ЭТО!!! Хватит заниматься профанацией!!! Что это за статьи?

    Во-первых книга называется не The Handbook of Data Visualisation, а Handbook of Data Visualization. Научитесь писать без ошибок, тем более что даже компьютер подчеркивает ошибку в текстовом редакторе.

    Во-вторых: не был 19 век «Золотым веком инфографики». Он даже не был золотым веком визуализации данных: примеров было ничтожно мало, их забывали и снова открывали в 20 веке. Если начинать отсчёт, то не с античности, а с выхода вот этой книги https://archive.org/details/graphicpresentat00brinrich (первое издание 1914, столетие было в прошлом году) которая по сути является первым учебником по визуализации данных, но не по инфографике. Только пройдя опыт ИЗОТАЙПа и придя в журналистику, переняв опыт оперативной иллюстрации и карикатуры, переболев чартджанками, инфографика стала сама собой. Это очень легко проверить: http://bit.ly/1J6dPSb. Первые упоминания в литературе этого понятия относятся к иллюстрации в журналистике.

  • http://facebook.com/profile.php?id=742099910 Alesha Novichkov

    В-третьих: «винтажная инфографика лучше». Что это? Многие работы того времени несовершенны как с научной, так и графической точки зрения: излишний декор, отсутствие представления о возможном уровне абстракции (тогда не были знакомы с опытом русского авангарда и поэтому абстракции нерешительные, к тому же аудитория еще не готова их воспринимать), отсутствие точных средств визуализации. Если говорить про примеры, которые действительно стоит помнить, то это тогдашний уровень картографии, технической иллюстрации или анатомического рисунка. Крайне редко (штучные примеры) попадались энциклопедические иллюстрации, которые можно посмотреть тут http://bibliodyssey.blogspot.ru/2009/12/victorian-infographics.html Но бездоказательно утверждать, что это было нормой и стандартным уровнем качества весьма опрометчиво. Приведенные примеры — это хрестоматия, но не значит, что это применимо к сегодняшнему дню.

    В-четвертых: говоря о злободневности, приведя в пример Сноу и Нотингейл автор передергивает фактами. Инфографика NYT не похожа на винтажную, но в то же самое время имеет можное влияние на современников, достаточно вспомнить эффект публикации Snow Fall.

    В-пятых: сдержанность иллюстраций 19 века не является его отличительной чертой. Следует проанализировать всю графику того времени, чтобы утверждать такое. В то время реализм в искусстве всё ещё являлся критерием высокого качества и если делали визализацию высоты гор, то буквально рисовали горы, а говоря о часовых поясах рисовали часы. Я бы не назвал это минимализмом.

    Приглашаю автора статьи к себе на курсы повышения квалификации ибо они ему нужны. С уважением, ваш Новичков

  • http://facebook.com/profile.php?id=742099910 Alesha Novichkov

    В-третьих: «винтажная инфографика лучше». Что это? Многие работы того времени несовершенны как с научной, так и графической точки зрения: излишний декор, отсутствие представления о возможном уровне абстракции (тогда не были знакомы с опытом русского авангарда и поэтому абстракции нерешительные, к тому же аудитория еще не готова их воспринимать), отсутствие точных средств визуализации. Если говорить про примеры, которые действительно стоит помнить, то это тогдашний уровень картографии, технической иллюстрации или анатомического рисунка. Крайне редко (штучные примеры) попадались энциклопедические иллюстрации, которые можно посмотреть тут http://bibliodyssey.blogspot.ru/2009/12/victorian-infographics.html Но бездоказательно утверждать, что это было нормой и стандартным уровнем качества весьма опрометчиво. Приведенные примеры — это хрестоматия, но не значит, что это применимо к сегодняшнему дню.

  • http://facebook.com/profile.php?id=742099910 Alesha Novichkov

    В-четвертых: говоря о злободневности, приведя в пример Сноу и Нотингейл автор передергивает фактами. Инфографика NYT не похожа на винтажную, но в то же самое время имеет можное влияние на современников, достаточно вспомнить эффект публикации Snow Fall.

    В-пятых: сдержанность иллюстраций 19 века не является его отличительной чертой. Следует проанализировать всю графику того времени, чтобы утверждать такое. В то время реализм в искусстве всё ещё являлся критерием высокого качества и если делали визализацию высоты гор, то буквально рисовали горы, а говоря о часовых поясах рисовали часы. Я бы не назвал это минимализмом.

    Приглашаю автора статьи к себе на курсы повышения квалификации ибо они ему нужны. С уважением, ваш Новичков

  • http://facebook.com/profile.php?id=742099910 Alesha Novichkov

    у вас очень странно работает система комментов

    • https://infogra.ru Infogra

      Думаю, система была не готова к комментариям обширнее всей статьи :-) Спасибо, Алексей, за ваши уточнения.

Комментарии для сайта Cackle