Инфографика

Как сделать визуализацию информации запоминающейся?

Перевод статьи «What makes a data visualization memorable?», опубликованной в блоге компании ColumnFiveMedia.


Как дизайнеры мы постоянно ищем новые способы эффективного отображения информации. Задача не только в том, чтобы сделать это красиво — нужно сделать визуализацию удобной для восприятия в самых разных смыслах. Один из самых обсуждаемых вопросов: становится ли график или схема более запоминающимся за счёт различных эстетических элементов и дополнительных иллюстраций?

Большинство экспертов, вроде Стивена Фью или Эдварда Тафти, высказываются против подобного «хлама», но многочисленные исследования приводят к противоречивым выводам.

kak-sdelat-vizualizatsiyu-informatsii-zapominayushhejsya_1

Пример графического хлама

В 2013 Массачусетским технологическим университетом было проведено крупнейшее в истории исследование на тему визуализации с акцентом на факторы, влияющие на её запоминаемость. Учёные наблюдали за тем, каким образом визуализация «отпечатывается» в человеческом мозге как изображение (влияние эстетической составляющей на восприятие визуализации в рамках данного исследования не рассматривалось).

Для начала учёные нашли 2 700 образцов визуализации в Интернете и поделили их на 12 отдельных категорий: графики с областями, гистограммы, кольцевые диаграммы, круговые диаграммы, диаграммы с распределением, сетка или матрица, линейные графики, тепловые диаграммы, точечные диаграммы, таблицы, текстовые блоки или временные диаграммы. Затем каждому образцу была присвоена дополнительная классификация на основе визуальных признаков, влияющих на запоминаемость, вроде соотношения информации и чернил или визуальной плотности.

kak-sdelat-vizualizatsiyu-informatsii-zapominayushhejsya_2

По результатам категоризации для тестирования отобрали 410 изображений. Исследователи придумали игру, в ходе которой участникам эксперимента показывали некую последовательность изображений. Участники должны были нажимать клавишу, заметив повтор одного и того же изображения в последовательности. Это позволило учёным определить наиболее запоминающиеся образцы.

kak-sdelat-vizualizatsiyu-informatsii-zapominayushhejsya_3

Что же они выяснили? И вновь исследование одновременно подтвердило и опровергло различные мнения по обе стороны дебатов о графическом хламе. Одно можно сказать с уверенностью: эксперимент показал, что формат визуализации как таковой является хорошо запоминающимся.

Среди прочего учёные выяснили следующее:

Визуализация, в которой присутствует знакомое зрителю изображение, быстрее распознаётся и, как следствие, проще запоминается. Это относится, в том числе, к визуализациям в «естественном» стиле, напоминающим сценки из жизни, предметы или людей.

kak-sdelat-vizualizatsiyu-informatsii-zapominayushhejsya_4

Визуализация может стать более запоминающейся за счёт пиктограммы или мультиплицированной стилизации узнаваемого изображения. Проще говоря, хлам хламу рознь. Некоторые графические элементы и типы визуализации (сетка/матрица, деревья, визуализации с элементами пиктограммы) запоминаются намного легче, чем обычные графики (круги, области, точки, столбцы и линии).

Визуализации с использованием нескольких цветов более запоминающиеся. Самые высокие показатели запоминаемости были отмечены у образцов, выполненных в семи и более цветовых оттенках.

Визуализации с низким соотношением информации и чернил и высокой визуальной плотностью также запоминаются лучше. А именно, обильно нагруженные графическим хламом визуализации оказались более запоминающимися, чем сдержанные минималистские образцы.

Конечно же, результатами этого исследования руководствоваться можно не всегда, и есть ещё множество вопросов, на которые нужно найти ответ, прежде чем мы сможем вывести точную формулу хорошо запоминающейся визуализации.

  • Как на восприятие визуализации влияет контекст или тематика?
  • Какие аспекты способствуют считыванию и распознаванию данных?
  • Как прочувствовать грань между интересным дизайном и зрительным перебором?

Наверное, для поиска точных ответов потребуется некоторое время, но мы рады и тому, что оптимизации и повышению эффективности информационных презентаций посвящается всё больше научных исследований. В конечном счёте, визуализация данных — это не только искусство, но и наука, и нам просто нужно подождать новых открытий.

От переводчиков: надеемся, вам понравилась статья. Будем признательны, если вы укажете нам на ошибки в переводе, чтобы мы их исправили. Найденные ошибки присылайте по адресу edit@infogra.ru