- Дизайн
- 5 мин на чтение
- 9325
Из технарей в дизайнеры
Сложно ли стать дизайнером, имея за плечами высшее техническое образование?
Александр Моисеев, выпуснкик факультета электротехники, рассказал свою историю: как во время обучения заинтересовался дизайном, работал фрилансером, а затем вошел в команду дизайнеров Яндекс.Поиска.
До 24 апреля Яндекс продолжает набор в летние школы проекта «Мобилизация». Интересный факт: у половины участников Школы дизайна прошлого года техническое образование. Примерно такое же соотношение и в самом Яндексе: у половины дизайнеров высшее инженерное образование.
Об этом не все знают, и иногда студенты и выпускники технических факультетов сомневаются, стоит ли им отправлять свои заявки. Если вы как раз из таких, мой ответ — стоит. Я закончил факультет электронной техники и решил рассказать свою историю о том, как и почему заинтересовался продуктовым дизайном и устроился работать в Яндекс.
Меня часто спрашивают: «а как ты решил стать дизайнером?». На втором курсе Московского энергетического института я искал подработку, решил попробовать нарисовать афишу для мероприятия в фотошопе и втянулся. После первых экспериментов рассказал знакомым, что начал заниматься графическим дизайном и готов нарисовать всё что угодно, при этом бесплатно. Я быстро оброс просьбами сделать визитку или листовку на мероприятие. Мой опыт работы дизайнером начался с продаж — я рисовал объявления для тренингов, рекламу кухонь, детских игрушек и много чего ещё. Со временем купил графический планшет, количество заказов росло и я стал брать деньги за свою работу.
В самом начале у меня не было никакого опыта и понимания, как нужно строить работу с клиентами. Заказчики хотят зарабатывать, и чем быстрее и больше, тем лучше. Начинающий дизайнер без профильного образования и опыта, в погоне за гонорарами, генерит очень много идей и концептов. В этой смеси спешки и непонимания, о дизайнерах складывается мнение, будто эти люди — украшатели-оформители и выдают решения по дуновению ветра. Честно скажу, я сам был таким вдохновлённым «украшателем» и находил своих клиентов. Тогда я даже письмо на почту нормально написать не мог. Вываливал эмоции на ещё более эмоциональных клиентов. У меня не было наставника, поэтому учился в процессе, а желание учиться было большим.
Со временем я осознал, что дизайн должен решать конкретную задачу. А чтобы её решить, нужно сформулировать и оговорить этапы работы и оценку её эффективности. С этой частью на рынке «лендинг за 10 тысяч» крайне плохо. Неспособность составить ТЗ, запросить предоплату и заключить договор могут привести дизайнера к полному разочарованию, как в профессии, так и в людях.
На этом этапе начинающим дизайнерам важно научиться принимать решения осознанно, на основе аргументов. «Для красоты» — редко решающий аргумент. Гораздо важнее донести необходимую информацию в понятном и читаемом виде. А красота не является самоцелью. Чтобы аргументы были здравыми, нужно изучать дисциплины. Одна из важнейших в графическом дизайне — типографика. Большую часть времени дизайнер работает с текстами. Одно только понимание критериев выбора размеров кеглей, интерлиньяжей и отступов уже помогут аргументировано обосновывать некоторые решения.
Я продолжал учиться на кафедре физики и в свободное от учёбы время брать заказы. В этот период мне были нужны деньги, поэтому я старался брать как можно больше проектов. Но быстро почувствовал, что гонка за деньгами ведёт к потере фокуса над собственным профессиональным развитием. Начал учиться держать баланс между количеством заказов и самообразованием. Страсть к качеству и желание стать хоть немного экспертом двигали мной и я поглощал любую информацию, которую находил. Заказ за заказом, я переделал довольно много рутинных задач и собрал обширное портфолио. Конечно, работы в нём были мягко говоря «не очень», зато оно позволяло мне получать новые проекты, а вместе с ними опыт.
Спустя некоторое время мы с другом-разработчиком начали вместе делать сайты. Он научился верстать, и немного научил меня, преодически я был на подхвате. Мы стали получать заказы на интернет-магазины, сайты-портфолио, лендинги. Я учился верстать, чтобы понимать как работает веб, осознавать технологические возможности и ограничения. Кстати, изучив азы верстки и программирования, мне стало гораздо проще заниматься веб-проектами в целом, аргументировать стоимости и сроки выполнения задач клиенту.
Дизайнеру очень важно хорошо разбираться в материале, с которым он работает. Промышленные дизайнеры изучают свойства пластмассы, металла. Дизайнеры одежды разбираются в тканях. А дизайнеру IT-продуктов нужно четко разбираться в технологиях, с которыми он работает. Мне сильно помогло техническое образование.
Учеба в МЭИ была не сахаром, приходилось фигачить и не слабо. Я продолжал брать заказы и в это же время вместе со своей научной группой вёл серию экспериментов по исследованию пространственно-энергетических характеристик лазерных излучателей и писал научные статьи. Мне действительно нравилось заниматься исследовательской работой, я проектировал и собирал оптико-электронный комплекс для проведения измерений. Поэтому, когда я защитил диплом бакалавра и пришло время решать с магистратурой, я мучился от вопроса: «куда же двигаться дальше?».
Я размышлял о том, что мне было бы сложно ограничить себя исключительно разработкой технологий, как инженер. Я хочу делать технологии доступнее для людей. Меня увлекает процесс проектирования, когда я понимаю, что продуктом будут пользоваться другие люди. Только понимая суть и принципы работы технологий и изучая, как воспринимают и взаимодействуют с ней люди, можно научиться создавать действительно важные и полезные продукты. Дизайн-мышление предполагает сопереживание и общение с пользователем. Комбинируя понимание технологий, принципы графического дизайна и интересы людей, дизайнер продукта может найти решение любой бизнес-задачи и выразить это решение в понятной, удобной для использования и эстетической форме. Так я понял, что хочу заниматься дизайном продуктов.
В то время одна моя подруга работала арт-директором в агентстве и когда поняла, что со мной уже есть о чем поговорить, пригласила меня на стажировку. Я многому научился у неё. При этом агентство фокусировалось на рекламе, а меня по-прежнему интересовал процесс разработки продуктов, с которыми люди взаимодействуют каждый день. Спустя год работы я снова ушёл во фриланс: у меня было достаточно клиентов и неплохой доход. Профессиональный рост способствует финансовому, писал Трейси. Мой опыт это подтверждал. Теперь я отказывался просто рисовать странички, я собирал прототипы сайтов, писал и редактировал тексты, продумывал логику взаимодействия с контентом, проводил небольшие исследования и по их результатам старался улучшать продукт. Кстати, о разнице в работе над дизайном в агентстве и в продуктовой компании хорошо написал Денис Кортунов.
В это же время я узнал про видеокурс Школы дизайна Яндекса 2015 года. Когда я посмотрел первую лекцию, понял, что уснуть уже не получится. Я прослушал 6 лекций подряд! Почти вся информация из них мне была уже знакома, большую часть я применял в своей работе, но никто и никогда так не структурировал эти знания. Я понимал, что хочу стать крутым дизайнером, но, посмотрев эти лекции, понял, каким человеком я хочу быть. Иметь глубокое понимание предметной области, в которой работаю, гибко воспринимать критику и аргументированно изъясняться.
Дальше обстоятельства сложились удачно и моя подруга на какой-то конференции рассказала про меня рекрутеру из Яндекса. Я выполнил тестовое задание и, пройдя несколько этапов собеседований, устроился в команду дизайнеров Поиска Яндекса.
В итоге я завершил все проекты на фрилансе и уже почти год работаю в команде дизайнеров поисковых сервисов. Мы изучаем и проектируем сценарии поиска информации. Я чувствую, что занимаюсь важными задачами и на своём месте. Быстрый доступ к информации — обыденная необходимость в любой области, будь то наука или, скажем, кулинария.
Цель моего рассказа проста. Я хочу, чтобы каждый, кто ищет себя и пробует новые сферы, сверялся со своим внутренним откликом. Задавал себе простые вопросы: я счастлив? Я делаю то, что хочу делать? То, что я делаю — действительно важно? Если ответы на эти вопросы «да», стоит продолжать.
Источник: medium.com
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>