Дизайн

Инструкция: 12 шагов дизайнера для переезда в США

Дизайнер Денис Невожай рассказал свою историю о переезде на работу в США: сколько времени это заняло, как проходила подготовка и почему если хочется переехать, то делать это нужно как можно раньше.


Меня не часто спрашивают как я уехал, возможно потому что никому не интересно, а может потому что стесняются спросить, а может потому что думают, что это нереально. Не знаю.

Но, несмотря на отсутствие спроса, я все таки решил представить предложение и поделиться своими знаниями пока это не сделал кто-то другой :)

Чтобы мои рекомендации вызывали больше доверия, необходимо короткое представление.

Привет! Я — Денис, продуктовый (UX) дизайнер из Киева. Успел поработать в Китае (здесь я рассказал как получить рабочую визу) и теперь живу в Купертино, Калифорния.

* * *

Меня всю жизнь давит желание иметь больше чем есть, то же касается и места жизни. Сначала я каким-то чудом добился переезда всей семьи в Киев из Сум в 2000 (моральное давление), затем, побывав в командировке в Сан Франциско в 2013 я начал прокладывать курс на следующую цель.

Есть много способов уехать в США и иметь возможность там работать, например:

  • получить статус беженца (убедительная история ущемления прав, $5000 на адвоката и много $ до получения разрешения на работу)
  • жениться или выйти замуж за гражданина США (это целая подпольная индустрия)
  • инвестировать $500,000 — $1,000,000 в местный бизнес
  • открыть собственный бизнес в США предоставив убедительный бизнес план, вложив минимум $50000 и наняв минимум два американца (за этот вариант не ручаюсь, но есть знакомые которые это сделали)
  • нелегально работать по туристической визе (разве что официантом)
  • выиграть Грин Карту (знаю много людей кто выиграл, я же безуспешно играю уже 6й год)
  • учиться в США и через год при определенных обстоятельствах получить разрешение на работу вне университета
  • воссоединиться с семьей
  • возможно есть другие варианты

Я опишу свой путь, а именно получение рабочей визы.

&nbsp
Визы дающие право на работу бывают разные.

H1B, O1, L1, J1. Я не буду их сравнивать детально, для этого есть Google. Просто скажу, что что H1B — очень ненадежный вариант в связи с лотереей (ограниченное количество виз + с каждым годом увеличивающееся количество желающих) и долгого ожидания с момента подачи документов на рассмотрение до получения визы (6 месяцев) если повезет. Компаниям нет смысла рисковать и ждать.

L1 — для меня был не лучшим вариантом, т.к. было необходимо поработать один год в представительстве компании которая согласится перевезти тебя в их американский офис. Это представительство может быть в любой стране, где проще получить рабочую визу. Например, Facebook часто нанимает людей в Лондонский офис только для того чтобы через год перевезти их в США по L1 визе. Вариант ближе и проще — Epam.

J1 — не вариант потому, что моя учеба давно закончилась. Хотя я слышал, что есть схема по которой компании привозят сотрудников по этой визе.

Методом исключения мой выбор пал на визу O1, для которой у меня ничего не было и которая казалась чем-то недостижимым когда я читал статью о том как ее получил Alexander Kirov. Виза O-1 дается людям с экстраординарными способностями, которые необходимо доказать соответствуя ряду критериев таких как:
— награды местного и международного уровня
— участие в конференциях как спикер
— пресса о тебе и твоих работах
— участие в конкурсах дизайна как член жюри
— рекомендательные письма от не последних людей в мире дизайна.

Потому я решил поработать над послужным списком и подготовиться для получения O-1 когда придет время. А тем временем я уехал работать в Шанхай.

12 + 0 шагов дизайнера на пути к переезду

* * *

Шаг 0

Стоит ли упоминать, что для найма в США тебе нужен очень приличный Английский? Если ты еще не там, начинай работать сейчас.

Лучшие методы изучения языка в порядке эффективности для меня:

  • работай в иностранной компании или на англоязычных клиентов
  • общайся на английском если есть с кем. Если нет, погугли о том как найти.
  • читай статьи о дизайне. Благо, сейчас их появляется так много, что физически невозможно все прочесть. Не знаешь где начать? Здесь статьи, которые мне понравились.
  • думай на английском, если не знаешь какое-то слово, сразу смотри перевод и записывай
  • заведи личный словарь. Например, в приложении Abbyy Lingvo можно откладывать слова, которые потом можно показывать в случайном порядке в виде карточек и таким образом эффективно запоминать содержимое словаря. Я долгое время записывал слова в тетрадь.
  • слушай музыку, читай и переводи лирику, понимай и позже уверенно подпевай
  • смотри фильмы на Аглийском, можно с английскими субтитрами, ставь на паузу и переводи слова, которые употребляются больше 2 раз.

Шаг 1

Забудь о своей русско/украиноязычной публичной сетевой жизни. Теперь все только на английском. Родной язык можно оставить в соц. сетях, которые недоступны иностранным эйчарам (vkotnatke+odnoklassniki?), но я бы посоветовал задуматься над необходимостью тратить время на такие сети.

Шаг 2

Do a good job, что дословно переводится как “делай хорошую работу”. Но если звезды не привыкли становятся перед тобой в правильное положение по жизни, делать придется не good job, а awesome job, что можно перевести как “офигенную работу”.

Если ты продуктовый дизайнер, то должен выступать “адвокатом пользователя” продукта, над которым работаешь. Нужно быть твердым с другими командами, которые всегда пытаются пожертвовать дизайном в пользу своих жалких целей. Но мы то знаем, что во главе любого продукта и его успеха — нужды пользователя.

Шаг 3

Ты должен быть extremely detail oriented, т.е. быть перфекционистом. Например, если ты думаешь, что pixel perfection в иконографии — это удел задротов, то вынужден разочаровать, хайринг менеджеры и дизайнеры в Facebook или Google так не думают.

Убедись, что грамматических ошибок нет не только в LinkedIn и резюме, но и в твоих дизайнах. Это отличный индикатор внимания к деталям, который может сразу отправить тебя в корзину.

Шаг 4

Работай только над проектами заточенными под Американский рынок даже если по какой-то причине за это в данный момент меньше платят. Если ты дизайнишь продукты с интерфейсами на русском да еще и для местных компаний, шансы на то, что тебя заметит компания мечты из Кремниевой Долины резко стремятся к нулю.

Берись не за те проекты, которые приносят больше денег, а за те, которые принесут больше клиентов, будущую работу или получат большую огласку в западных СМИ.

Шаг 5

Создай свой личный бренд, сделай так чтобы мир (дизайна) узнал о тебе как можно раньше.

  • Открой эккаунты на популярных платформах для показа своих работ (Behance.net и dribbble.com). Изучи работы самых успешных дизайнеров, сделай правильные выводы и регулярно выкладывай свои лучшие работы.
  • Заведи Medium и пробуй писать что-то умное на тему дизайна, case studies, какие-то находки, тьюториалы…
  • Начни пользоваться Twitter’ом, твить и ретвить только то, что не будет стыдно показать рекрутеру компании мечты и то, что даст им понять, что дизайн — Большая часть твоей жизни. Фоллови лидеров индустрии, участвуй в дискуссиях.
  • Накапливай профессиональные связи, посещай дизайн митапы и конференции и знакомься с людьми, добавляй дизайнеров в друзья в соц сетях.
  • Добавься в дизайнерские Slack сообщества, например русскоязычный creativerussia.co или западные Spec.fm и Designer Hangout.
  • Участвуй в конкурсах дизайна, отправляй свои запущенные работы на сайты вроде awwwards.com или cssdesignawards.com, подобных сайтов множество. Эти награды будут твоими козырями в петиции на О-1.
  • Когда у тебя будут достижения, пробуй стать членом жюри хотя бы конкурса местного масштаба.

Шаг 6

Если так сложилось, что все, над чем ты работал последние несколько лет стыдно показать (как было у меня работая в Paymentwall 4 года), то придется либо срочно наверстывать упущенное и работать над чем-то стоящим (долго и ненадежно), либо создать портфолио с нуля с unsolicited или концепт проектами которые решают конкретные проблемы (быстро, эффективно и полезно). Например, решение какой-то наболевшей для тебя проблемы в известном на мировом рынке продукте для быстрого привлечения внимания.

Дай своей работе яркий заголовок (например Facebook App Redesign) и размести ее в виде красиво оформленной графической презентации на Behance.net, одиночные картинки (тоже с описанием) в dribbble.com и расшарь все это где только возможно. Когда шаришь свою работу, упоминай эккаунт компании (еще лучше ее дизайн отдел) над продуктом которой ты работал, например @facebook и @facebookdesign. Не забудь попросить друзей дизайнеров сделать то же самое.

Если ты претендуешь на позицию продуктового дизайнера, то картинок будет недостаточно. Напиши статью с подробным описанием проблемы, как ты понял, что эта проблема существует (полезно провести минимальное исследование, он же user research) и собственно пошаговое решение проблемы начиная от исследования и набросков на бумаге и заканчивая информационной архитекрутой, визуальными дизайнами и интерактивными прототипами.

Если разместить работу на популярной блог платформе вроде Medium.com, это привлечет больше читателей. Еще больше внимания статья привлечет если она будет опубликована в популярной дизайнерской публикации, например UX Design. Для этого нужно связаться с админами публикации и показать им черновик.

Если все собранные лайки и шейры на протяжении недели-двух только от твоих друзей, возвращайся к пункту №2.

Если твоя работа приобрела виральность (т.е. каким-то чудом стала сама распространяться по интернету), начинай связываться с людьми из компаний для которых ты старался и намекай на собеседование. Не забудь подготовить трогательное сопроводительное письмо (cover letter), в котором ты опишешь как ты не можешь жить без этой компании и как много ты в нее привнесешь пользы.

Конкретней на моих примерах. Первое с чего я начал когда ушел из Paymentwall, это завел эккаунт на Behance и сделал unsolicited проект для GoPro. На тот момент я никогда даже не пользовался айфоном и понятие не имел о его особенностях и UX паттернах, так что если смотреть на этот проект сейчас, возникает много вопросов. Как бы то ни было, как только я увидел, что проект генерирует довольно много (по сравнению с ничем) лайков, я сделал все, чтобы заинтересовать компанию GoPro в моей кандидатуре, а именно:

  • заэплаился на позицию дизайнера через сайт компании
  • написал письмо CEO Николасу Вудману на все ящики которые имели смысл от nicholas.woodman@gopro.com до nick@gopro.com , один из них не вернул ошибку
  • заплатил $15 Фейсбуку за отправку личного сообщения Нику, которое гарантированно попадет в Inbox ящик и Фейсбук не обманул. Ник ответил и сказал, что все круто и мне нужно заэплаиться на сайте компании :)
  • писал сообщения эйчарам, дизайнерам и дизайн менеджерам на LinkedIn. В итоге дизайн директор ответил полон энтузиазма, но переговоры закончились на том, что они не спонсируют рабочие визы. Позже он мне устраивал экскурсию по офису GoPro в Sunnyvale, что тоже приятно.

Пример 2. Благодаря моему unsolicited проекту BMW Dashboard меня заметил дизайн директор Alcatel Onetouch и я получил работу даже без прохождения технического интервью.

Пример 3. Благодаря довольно успешной статье Car Dashboard UI Collection на Medium, я получил оффер от компании которая занимается исключительно дизайном инструментальных кластеров для большинства автомобильных компаний. По ряду причин оффер оказался не конкурентным и я отказался.

Шаг 7

Всегда отвечай на предложения о фриленсе даже если уверен, что не возьмешься, никогда не знаешь где будет этот человек завтра. Интересуйся деталями, помогай даже бесплатно если это интересный проект или идея в которую веришь. Это ценнее денег.

Шаг 8

Заведи себе красивый сайт. Если нет времени заполнить контентом и показать портфолио, нет ничего зазорного в одной минималистичной, но стильной странице. Кстати, вот мой dnevozhai.com

Шаг 9

Держи свой LinkedIn профиль свежим, напиши вступление которое выставит тебя в выгодном свете, загрузи свое свежее резюме в виде PDF файла, картинки проектов, ссылки на соц сети и вебсайт, над чем ты работал в каждой компании и чего ты достиг, все награды, фриленс проекты, получи рекомендации от клиентов и сотрудников (на английском естественно). Пример моего LinkedIn.

В дополнение к LinkedIn не будет вредно иметь эккаунт на angel.co

Шаг 10

Не бойся эплаиться на вакансии топовых компаний, хуже не будет. Эффективнее эплаиться через рекомендацию сотрудника компании, поэтому попробуй найти друзей или друзей друзей в этой компании и попроси их рекомендацию.

Никогда не эплайся без ссылки на портфолио или прикрепленного PDF портфолио.

Если ни одна компания не отвечает:

  • возвращайся к пункту №2
  • пробуй переходить на компании второго эшелона.

Если тебе ответят и назначат время собеседования, сохраняй спокойствие :)

Первое собеседование — это всегда звонок или видео звонок с дизайн рекрутером или дизайнером. Будь готов объяснить малейшие детали проектов в своем портфолио. На вопрос “что бы ты изменил?” никогда не отвечай “ничего, и так все круто”! Так же тебя могут попросить покритиковать какой-то известный продукт на рынке или объяснить как сделать из говна конфетку. На втором этапе ты обычно решаешь какие-то конкретные задания. Как нанимают дизайнеров в Facebook можно почитать здесь, а здесь еще больше инсайтов с другой стороны.

Я доходил до второго этапа собеседования в Facebook и Google когда у меня не было ни одного реального запущенного продукта в портфолио.

Компания Palantir, известная своей сверх избирательностью при найме сотрудников, после трех звонков пригласила меня в свой офис в Пало Алто на финальное собеседование оплатив билеты и все расходы, но оффер я так и не получил.

Когда я был в штатах, я не терял времени, знакомился с людьми и проходил собеседования в нескольких стартапах, один из который сделал оффер, но позже сорвался из-за сложностей получения визы H-1B.

Все неудачи с трудоустройством в США в 2014 вынудили меня принять оффер из Китая о чем я теперь нисколько не жалею.

Шаг 11

Все время учись, пробуй новые дисциплины дизайна, новые стили рисования, новые инструменты. Привык к Фотошопу? Переступи через себя и перейди на Скетч, всегда можно вернуться, но захочешь ли?

В дополнение к новым навыкам появляется возможность написать статью с потенциально успешным заголовком вроде “10 things I’ve learned switching from PS to Sketch” :)

Кстати, вместе с поиском постоянной работы и фриленсом, я еще прошел курс Human-Computer Interaction от UC San Diego на Coursera. Сейчас, похоже, переименовали в Human-Centered Design и разбили этот курс на много маленьких курсиков. Мой проект попал в тройку лучших курса (достижение для O-1) и более того, теперь его показывают как образец работы для новых студентов. Мелочь, а приятно.

Шаг 12

Не сдавайся! Если ты решил, что все это стоит попробовать, напиши пошаговый план (желательно с ориентировочными датами) для каждого шага и постоянно на него смотри и обновляй по мере достижения целей. Это помогает не потерять фокус и сохранять мотивацию.

Если появляется идея написать или задизайнить что-то, что может получить виральность, сразу занеси в to-do list чтобы не забыть.

* * *

Так как же я попал в Америку?

В 2015 я наконец запустил свой собственный сайт dnevozhai.com, получил пакет наград и написал case study о создании UX дизайна для умных часов Alcatel. Статья довольно успешно лайкалась и шейрилась.

Я сделал новый список интересных мне компаний и начала эплаиться на открытые позиции.

Почему-то в этот раз ни Google, ни Facebook не ответили, хотя мой опыт вырос в разы, у меня появились награды, крутые проекты, опыт работы за границей, сайт, dribbble и даже резюме :) Также не ответил Apple, Dropbox, Lyft и много других. Я вел переговоры с Uber, Twitter, Box, WhatsApp, но упирался либо в проблему с визой, либо массовые увольнения во время собеседований, либо я был в неподходящем для интервью состоянии и огорчал рекрутера, либо компания не спешила принимать решения.

Я был в отчаянии, как вдруг заметил пост Mikhail Belstar о том как он переехал в Нью Йорк с помощью иммиграционного адвоката Анны Ароновой. Я связался с Анной и выяснил, что возможно получить O-1 даже без спонсорства компании, но для этого придется открыть свою компанию (около $1000) + услуги адвоката за оформление петиции на получение визы еще около $5000.

Только я решился на этот шаг, как со мной связался @leonovco из Huami с предложением от которого нельзя было отказаться и которое покрывало все эти расходы. А нашел он меня благодаря моей PR активности в соц. сетях, а именно статье о создании UX для часов Alcatel на Medium и картинкам на Behance и dribbble. Приняв оффер, я пообщался с предоставленным мне юристом, высказал недоверие и мы передали дело Анне.

На подготовку документов с моей стороны ушел месяц, и еще месяц на подготовку всего на стороне юриста. По ускоренной процедуре (+$1500) мы получили подтверждение петиции через полторы недели. Мне только оставалось приехать в Киев чтобы вклеить визу в паспорт и отправиться в солнечную Калифорнию.

1-_jkgw-eqczyq4yxdwcd22qТак выглядела моя петиция на O-1

* * *

В заключении

Приехав в Штаты и познакомившись со множество других приезжих, у меня сложилось впечатление, что я прошел самым сложным и извилистым маршрутом. Многим это удается намного проще. Возможно и тебе удастся.

Удачи!

UPDATE. Помни, чем ты моложе, тем проще решиться и переехать.
Почему?
• больше времени и энергии на выполнение того безумного плана, что описан выше
• лучше обучаемость и открытость к новому
• возраст имеет значение при найме
• нажитые вещи, квартира, машина будут вселять сомнения
• стареющие родители — серьезный фактор. Чем раньше уедешь, тем раньше перевезешь их к себе
• жена + ребенок = дополнительный риск и финансовые затраты на новом месте.

Автор: Денис Невожай

Источник: designpub.ru

Фото на обложке: ShutterStock

  • http://vk.com/id11874921 Михаил Мазуровский

    Большое спасибо за такую прекрасную проработанную статью!