- Дизайн
- 8 мин на чтение
- 8871
Анна Кучерова: 5 лет на фотостоках
Анна Кучерова рассказала о своем основном способе заработка — фотостоках.
Внезапно. Сегодня исполняется пять лет с момента моей регистрации на Шаттере, и по этому случаю я накатала *краткий* отчет о проделанной работе. Самое время кое-что подытожить, да и коллегам, возможно, будет интересно почитать. Про мотивацию, поиск своей ниши, успехи, кризисы и важные изменения в жизни. С цифрами. :)
2010 (1-й год)
К моменту прихода на стоки я года три сидела во фрилансе с несколькими постоянными заказчиками, старыми знакомыми из издательских кругов. Доходы были жалкие, и мне это надоело. Стоял выбор: раскручивать себя как фрилансера (искать другие рынки, более выгодных заказчиков) или пробовать стоки. В случае неудачи и там, и там маячила неприятная перспектива — снова на фултайм в офис. Стоки казались интересными и вроде подходили мне по характеру. Я дала себе на раскрутку год: если за это время не получится, то пришлось бы вернуться к мыслям о фрилансе или офисе.
Безусловно у меня было большое преимущество перед теми, кто приходит на стоки «с нуля»: я уже была крепким профессионалом в области книжной полиграфии со знанием софта и железа и 15-ю годами фотошопа за плечами. Дизайн макетов, обложки, вёрстка, простейшая ретушь, препресс. Однако я никогда не занималась рекламой или упаковкой и не умела делать глянец — этому пришлось учиться. Пару лет до этого я баловалась фотографией, была зеркалка с макрообъективом, но опыта студийной съемки не было — этому тоже пришлось учиться. Первые год-два на стоках ушли не только на поиск темы, но и на обкатку технологии. Начало портфелю было положено десятком тревел-фоток, какими-то текстурами и овощами на белом фоне. Все они были более-менее ужасны, но я их не убираю, пусть все видят. :)
Я сразу зарегилась на восьми стоках, на Шаттер прошла с первого раза, на Айс — со второго. Первые полгода загрузки были хаотичными, темы тоже, а доход колебался от $10 до $50 в месяц. А потом я уехала в отпуск, и всё вообще остановилось. К июню прошло уже полсрока, а результат был ерундовый. Но и усилия были ерундовыми тоже. Пора было браться за дело всерьёз, и я поставила себе железное правило грузить по 15 картинок в неделю не смотря ни на какие обстоятельства. Это было трудно, но дело сдвинулось.
Первая расширенная продажа за $28 случилась на восьмой месяц, в августе — продалась сильно ретушированная фотка клубники. Над ней я сидела много часов, замазывая шерсть, и бормотала: «Дура, зачем я это делаю». На форумах тогда были популярны идеи «на ретушь фото нельзя тратить больше 15 минут», «главное — количество» и «новички, не занимайтесь предметкой — там слишком большая конкуренция». Я чувствовала, что нарушаю все стоковые заповеди, но всё равно продолжала маньячить. :) Потому что люблю фотошопить и было интересно, что получится. Просто интересно было, смогу я сделать хорошо или нет. И видимо смогла, потому что пришла расшира, за ней другая, пошли и другие продажи, труд оказался не зря. Самые трудоемкие работы оказывались самыми востребованными.
И тогда я перестала слушать «авторитетные мнения» вообще. Я и раньше редко заглядывала на форумы, а теперь ушла оттуда вовсе. ЖЖ и фейсбука у меня тогда не было. Первые три года я проработала в полной изоляции от микростокового сообщества, не обуждая эти темы ни с кем. Думала, пробовала разное и пыталась нащупать, что из моих умений будет продаваться. Уроков по ретуши я никогда особо не читала — будучи по жизни самоучкой, люблю изобретать свои велосипеды, так интереснее. :) Правы те, кто сравнивает стоки с компьютерной игрой. Это был офигенный азарт и кайф — штурмовать вершину молча, в одиночку, опираясь только на свои решения и навыки, и чувствовать, как она поддаётся. За полгода доход драматически вырос с $65 до $850 в месяц. Параллельно я продолжала свой копеечный фриланс, но уже стало ясно — первый тур со стоками выигран.
2011 (2-й год)
Я разрешила себе немного расслабиться и заливать по 10 картинок в неделю. Часть гнала халтурных, часть вылизывала. Всегда был большой риск, что убьёшь целый день, а картинка «не выстрелит», так бывало очень часто. И бывает до сих пор. Но тех, что «выстреливали», хватало на жизнь. Я пыталась учиться на ошибках, анализировать этот рынок, получалось не всегда, но доход продолжал расти. К концу второго года он перевалил через $2500. Я свернула весь свой фриланс, оставив только одного заказчика для подстраховки.
Я иногда экспериментировала с темами: разная предметка, фоны, картинки к праздникам — но всё это плохо получалось, и я их бросила, сосредоточившись только на фруктах-овощах. Я начала находить примеры использования своих картинок в инете, а потом и в магазинах. Это навело на мысль, что можно ориентироваться на рынок упаковки.
2012 (3-й год)
К третьему году я почувствовала себя достаточно уверенно, чтобы опустить лимит загрузки до 3 штук в неделю. Я лучше чувствовала этот рынок, свою нишу в нём и свои сильные стороны, и каждую картинку делала с прицелом превзойти по качеству конкурентов. Временами это удавалось, они всё чаще стали появляться на первых страницах поиска по популярности.
Вместо прежних мыслей «авось кто-то это купит, не знаю зачем» я начала догадываться о желаниях моих невидимых покупателей и работать почти как во фрилансе, делая картинки специально для использования в упаковке. Всегда было интересно потом найти их и рассмотреть, как они легли в чужой дизайн. Я поняла, что вопреки расхожему мнению на стоках есть обратная связь.
И вместе с тем именно на третий год у меня случился кризис. Чем очевиднее становилось, что я добилась успеха, тем хуже я себя чувствовала. Я раньше никогда не зарабатывала столько денег приятным и интересным мне трудом. Я вообще никогда раньше не зарабатывала столько денег. Мне казалось, что всё это слишком хорошо и не может долго продолжаться — рано или поздно наступит ужасная «расплата». И она наступила: начались серьёзные колебания продаж. Возможно, причиной были какие-то независящие от меня процессы на рынке, не знаю. До этого доход бодро рос каждый месяц, а тут вдруг начал прыгать и медленно понижаться. Настроение у меня было довольно скверное, и это мешало продуктивно работать. Поделиться было не с кем, точнее — формально было с кем, но трудно было ждать особого понимания: все вокруг работали в офисах и получали вдвое меньше моего. К тому же я попала в ловушку, в которую попадают многие фрилансеры: от сидения дома круг общения угрожающе сузился до двух-трех человек. В общем, потихоньку мои дела покатились под гору, каждый месяц доход становился немного меньше, и я уже мрачно прикинула, когда вернусь к исходной точке — нулю. Налицо был явный кризис и торжество негативного мышления. :) Сейчас те скачки мне кажутся не столь уж драматичными, а мрачный прогноз — надуманным, но тогда мне действительно казалось, что всё рушится. Пришлось срочно брать себя в руки и выгонять из головы этого вредного таракана, пока не поздно. Я заставляла себя работать в обычном ритме: сначала дело, а истерики потом.
Тогда произошла перезагрузка многого в жизни. Часть людей из прошлого как-то сами собой отвалились, и на их место пришли новые. Я начала общаться на фейсбуке и в ЖЖ, появились первые стоковые знакомые. Я полностью бросила свой фриланс, бросила художественную фотографию, внезапно занялась керамикой и рисованием (чего никогда раньше не делала), и это дало «второе дыхание», в том числе и на стоках. Мои снимки стали всё больше походить на 3D-рендеры или растровые рисунки. Я давно подозревала, что я какой-то неправильный фуд-фотограф: мне неинтересно выкладывать натюрморты и ставить свет, я лучше потом всё в шопе дорисую. И хотя я как фотограф снимала исходники, но потом обращалась с ними бесцеремонно, как иллюстратор. Разрезать, перекрасить, собрать заново из кусков, нарисовать везде новые тени и блики и размножить результат на кучу симиляров. Я всё ещё числюсь на стоках как фотограф, но меня давно пора выгнать в раздел «иллюстрация». :) Думаю, неслучайно большинство моих нынешних знакомых — векторщики, они мне ближе по духу.
Несмотря на сложности, стоковая среднемесячная «зарплата» в третий год была около $3100.
2013 (4-й год)
Затянувшееся месяцев на семь падение наконец остановилось, снова пошёл рост, потом летний спад, потом снова рост. Четвертый год был в целом похож на предыдущий, но на чуть более высокой планке со средним доходом $3400 в месяц. Я решила, что это нормальный годовой ритм для моего уже не новичкового портфеля, достигнут «потолок» и, может, пора подумать о каких-то ещё способах заработка для надежности, благо свободного времени достаточно. Деньги тоже были, меня со страшной силой потянуло путешествовать и я озаботилась тем, чтобы эффективно организовать свою работу во время поездок.
2014 (5-й год)
Я ошиблась насчет «потолка»: доход снова пошёл вверх и в течение пятого года колебался вокруг цифры $4300. Возможно, свои плоды принесли мои увлечения. Я всё свободное время отдавала рисованию, фотографии и дизайну и здорово выросла, в том числе и как стокер. Это называется «синергия», когда умения из разных (но в целом близких) областей значительно усиливают друг друга. И я продолжаю развивать эти умения, они ещё пригодятся в моём послестоковом будущем.
Больше трети этого года я провела в путешествиях и научилась работать в пути так же эффективно, как дома. И в каждой стране, заходя в магазин, я вижу мои картинки на упаковках. :)
Сейчас я работаю со всеми живыми стоками (общим числом 14), нервы у меня теперь покрепче, сезонные колебания продаж больше не вызывают паники, а экономические и политические потрясения удаётся встречать с почти буддийским спокойствием. На делание картинок я трачу примерно один день в неделю, всё остальное время вкладываю в своё будущее: учёбу, планирование, поиск информации, общение, путешествия, некоммерческие творческие проекты. Как стоковому фотографу иллюстратору мне ещё много есть куда расти, я знаю свои постыдные косяки и работаю над тем, чтобы стать лучше. :)
2015 (6-й год)
Сейчас начинается мой шестой год на стоках. Пять лет назад, регистрируясь на Шаттере, я даже представить не могла, какую лавину изменений страгиваю с места. Это удивительно. Я хотела просто подшибить немного денег, а в результате эта работа буквально выдернула меня из старого образа жизни — в большой мир, за пределы российской экономики, дала свободу передвижения, совершенно другой уровень самостоятельности и уважения к себе, понимание того, что такое пассивный доход, как вообще надо работать и с кем. В свое время я сделала важный шаг к этому, уйдя из офиса во фриланс. Но шаг из фриланса на стоки был намного больше и важнее. И очень интересно, что будет дальше.
К cвоей стоковой тематике я отношусь иронически: это всего лишь глянцевые яблоки, тут нет ни творчества, ни «самовыражения», я даже не фанат ботаники. Но я хороший ремесленник, и мне нравится фотошопить — это сродни медитации. Фрукты? Ну ок, пусть будут фрукты. Ими вполне интересно заниматься, если не каждый день. Всю жизнь помимо основной работы у меня была куча «хобби», часть из которых потом переросли в профессии. Они есть и сейчас, и все свои дела я люблю, хоть и по-разному. :)
Думаю, как и в любом деле, успех на стоках в основном зависит от характера. Умения тоже важны, но психология важнее. Я знаю, какие качества помогли мне подняться, но они же не дадут вскарабкаться сильно выше: есть предел, выше которого даже очень способный профессионал-одиночка не может прыгнуть. Поэтому что-то в этой бизнес-модели со временем придётся менять, но пока не знаю в какую сторону: мне не по душе ни фриланс, ни преподавание, ни создание своей студии, как это делают многие более деловые коллеги. У меня будет что-то другое. Но мне очень интересно наблюдать, как у всех вас идут дела и как через работу со стоками проявляют себя разные, непохожие друг на друга характеры. :)
И вот на этом я отчёт пожалуй закончу, всем спасибо за внимание, следующий будет через пять лет. :)
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>