- Статьи
- 14 мин на чтение
- 230
Онбординг в мобильных приложениях с дополненной реальностью
Ключевые выводы: Интерактивные пошаговые инструкции в мобильных приложениях с дополненной реальностью помогают пользователям наилучшим образом научиться взаимодействовать с функцией дополненной реальности. В них необходимо включать информацию о том, чего пользователю ожидать, как держать телефон и как подготовить физическое пространство.
Дополненная реальность (здесь и далее — AR (Augmented Reality)) — новая многообещающая технология, которая находит применение в самых разных областях — от электронной коммерции до образования и игр. Однако с AR довольно сложно взаимодействовать, поскольку она пытается реалистично совместить виртуальную сцену или AR-артефакт с физическим пространством пользователя.
Наше исследование
Мы провели юзабилити-тестирование мобильных интерфейсов, чтобы получить представление об опыте взаимодействия пользователей с приложениями, которые применяют AR-функцию. В тестировании принимали участие семь очных пользователей и четыре человека удалённо. В рамках исследования они изучали разнообразные приложения из таких областей, как образование, здоровье, фитнес, искусство, история, электронная коммерция и развлечения. Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, какого прогресса достигли приложения электронной коммерции с момента нашего последнего AR-исследования, а также изучить, как применяют AR-функцию в других сферах деятельности, помимо электронной коммерции.
Большинство пользователей всё ещё незнакомы с AR
Многие до сих пор не знают, что такое AR: большинство участников нашего исследования мало что знали об AR или вообще не были знакомы с этим понятием. На вопрос «Как бы вы описали AR-технологию человеку, который, возможно, ничего о ней не знает?» восемь участников спутали AR с виртуальной реальностью. Например, один из них сказал: «Я видел AR в магазине, в демонстрационных роликах, когда вы одеваете на голову AR-гарнитуру, но в моём распоряжении нет ничего подобного. Поэтому он [мой опыт взаимодействия с AR] довольно ограничен». Три участника сталкивались с AR только однажды, и только один участник взаимодействовал с этой технологией дважды.
AR-онбординг: Подсказки и пошаговые инструкции
Несмотря на то, что нет необходимости размещать подробную справочную информацию и детальные руководства в мобильных приложениях, онбординг поможет повысить осведомлённость пользователей о новых, незнакомых технологиях, таких как AR. AR представляет людям новые модели взаимодействия, многие из которых всё ещё недостаточно удобны и функциональны. Следовательно, если обучать пользователей и вводить их в курс дела, то им будет легче взаимодействовать с AR.
Есть два типа обучающего контента, который, как правило, используется в мобильных приложениях:
• Контекстные подсказки (также известные как «своевременные подсказки»).
• Пошаговые инструкции
Контекстные подсказки — краткие инструкции или подсказки, связанные с целью пользователя. Как правило, это более эффективный метод помочь пользователю, потому что у людей есть мотивация обращать на них внимание. Подсказки, которые относятся к AR, могут выделять основные части пользовательского интерфейса, рассказывать, как взаимодействовать с AR-объектом, предупреждать о наличии дополнительных опций или давать обратную связь о том, как скорректировать определенные действия (например, во время калибровки).

Приложение Bob’s Furniture: Перед пользователем своевременно появлялись контекстные подсказки, которые указывали на конкретные функциональные возможности AR. Например, на картинке слева подсказка поясняет, что нажатие на иконку плюса позволит добавить предмет в комнату. На изображении справа текст подсказки содержит информацию о том, что нажатие на кресло позволит выбрать его цвет. Однако некоторые подсказки (например, фраза «Хороший выбор» («Nice choice»)) были лишними и не только не добавляли ценности опыту взаимодействия, а наоборот, отвлекали пользователя
Пошаговые инструкции, как правило, более сложные и учат пользователей тому, как взаимодействовать с приложением. Обычно их не рекомендуют использовать в мобильных интерфейсах, поскольку большинство из них довольно простые и нет нужды объяснять, как ими пользоваться. Но в AR-приложениях пошаговым инструкциям есть место из-за того, что AR — новая функция и включает несколько AR-паттернов. Таким образом, AR-инструкции помогают поэтапно научить пользователей выполнять задачи через изучение ключевых компонентов, функциональности AR и проведение их через серию взаимодействий с AR.
И подсказки, и пошаговые инструкции будут полезны начинающим пользователям на протяжении всего процесса использования AR, но эта статья посвящена пошаговым инструкциям в формате онбординга.
Пошаговые инструкции, связанные с AR
Пошаговые инструкции не смогут заменить плохой дизайн интерфейса. Обычно есть две цели для их внедрения:
• Повысить осведомленность о AR-функции и показать её потенциал
• Провести людей через новые базовые взаимодействия с AR, чтобы они могли научиться пользоваться AR-функцией
Если основная функциональность приложения связана с AR, то обе эти цели можно объединить в одной пошаговой инструкции, которая появляется при запуске. Если же AR — лишь вспомогательная функция приложения, не заваливайте пользователя AR-инструкциями при первом запуске. Часто люди склонны закрывать длинные или сложные инструкции, которые появляются при первом взаимодействии с приложением, особенно если они считают, что эти руководства не имеют отношения к их непосредственным целям. Вместо этого покажите им интерактивную, обучающую пошаговую инструкцию при первом использовании AR-функции. Осведомлять о AR-технологии можно с помощью подсказок на тех страницах, на которых есть AR-функция.

Первый экран приложения Kinfolk информирует о назначении приложения и упоминает о наличии AR-функции (слева). Пошаговая инструкция в виде набора карточек содержит подробные указания о том, как пользоваться AR-функцией (справа). Участница исследования была рада получить эту информацию. Однако после запуска приложения ей пришлось несколько раз обращаться к меню Справка, чтобы узнать о доступных функциях и опциях
В нашем исследовании часто используемым типом пошаговой инструкции был набор карточек. Несмотря на то, что этот стиль онбординга давал обзор возможностей AR и формировал ожидания пользователей от этой функции, он часто вызывал когнитивную перегрузку, и людям приходилось напрягать свою рабочую память. Участники были не в состоянии запомнить прочитанное в полном объёме и были вынуждены обращаться к меню Справка или перезапускать приложение, чтобы ещё раз просмотреть набор карточек.
Как правило, интерактивные пошаговые инструкции были более эффективными, чем статичные, поскольку они давали пользователям возможность попрактиковаться во взаимодействии с AR. В целом, участники испытывали чувство благодарности, когда видели подробные руководства, информирующие о том, как работать с AR-функцией. Они приходили в восторг, когда им удавалось с лёгкостью выполнить первое AR-задание в приложении.
Одной из участниц, которая использовала приложение JigSpace, понравились детальные пошаговые инструкции. Они помогли ей осуществить первое AR-взаимодействие в приложении. «Это приложение проще, чем большинство других, потому что оно показывает [инструкции] в нижней части экрана, которые информируют о том, что можно делать, а что нельзя. Оно говорит «просто проведите по нему пальцем» или «покрутите его» — всё довольно просто».

В приложении JigSpace были дополнительные интерактивные пошаговые инструкции, которые демонстрировали потенциал AR и помогали пользователю на практике разобраться в основных задачах и функциях приложения

AR-приложение Civilization: С помощью дополнительного интерактивного инструктажа, который появлялся при запуске приложения, участник проходил через процесс калибровки AR-функции (слева) и взаимодействия с историческим AR-артефактом (справа). Ему рассказывали о различных ключевых функциях приложения, а также давали звуковые инструкции и обратную связь в дополнение к письменному тексту. Несмотря на положительный результат такого опыта, инструкции было трудно читать из-за плохого контраста с фоном
Компоненты пошаговой инструкции AR
В дополнение к информированию об основных функциях интерфейса, знание некоторых основных проблем, с которыми сталкиваются пользователи при первом взаимодействии с AR-функциями, поможет разработчикам приложений заложить основу для создания успешного опыта взаимодействия с AR. В частности, обзор AR должен быть кратким и для начала работы с AR-функцией он должен информировать о следующих ключевых моментах:
• Чего ожидать от взаимодействия с AR
• Как держать телефон
• Как подготовить окружающее пространство
Чего ожидать от взаимодействия с AR?
Попадая на главную страницу приложения, многие пользователи не понимают, как пользоваться AR. Чёткое и описательное информирование людей об AR и его предназначении поможет им подготовиться к следующим шагам.
Сначала сосредоточьтесь на высокоуровневой цели AR-функции, например, научите пользователей смотреть, как будет выглядеть предмет мебели в комнате, создавать интерактивные 3D-презентации, управлять марсоходом в собственном окружающем пространстве. Когда станет понятно, как работает AR, предоставьте им низкоуровневые инструкции, например, объясните, как использовать конкретные элементы управления интерфейсом.

В приложении JigSpace появлялся обзор функциональности приложения, за которым следовали дополнительные интерактивные пошаговые инструкции, дополнительно информирующие о ключевых функциях приложения
Участница, которая пробовала играть в приложении ARLOOPA, не могла понять, в чём состоит цель игры и чего ей следует ожидать от взаимодействия с AR. Она заявила: «Я не понимаю, как играть. Я просто попробую выбрать другую игру. Я не разобралась в сути этой. […] Я захожу в раздел «Справка», потому что не знаю, что мне сделать».
К сожалению, меню «Справка» не решило проблему, так как в нём была низкоуровневая информация о взаимодействии с AR-объектом, но оно не содержало сведений о главной цели игры. Участница сказала: «Я вообще не понимаю, как играть в эту игру. Это меня расстраивает». Она также добавила: «Я думаю, было бы полезно предоставить более понятное описание идеи. Вот что странно. Я даже не понимаю, как играть в игру. Я нахожусь в игре, но в ней всё настолько увеличено, что ты не понимаешь, что ты делаешь. Они должны дать более понятное описание».

Участница, которая играла в приложении ARLOOPA, не смогла понять цель игры (слева). Когда она обратилась к разделу «Справка» (справа), информация в ней была низкоуровневой и не помогла ей
В приложении Mission to Mars в самом начале перед пользователей появлялись основные пошаговые инструкции о том, как взаимодействовать с AR-объектом. Однако главная цель AR-игры была неясна. Поэтому в процессе дальнейшего использования приложения участница с трудом понимала суть подсказок. Информация о главной цели взаимодействия с AR могла бы помочь ей увидеть полную картину и избежать возможной путаницы. Участница сказала: «Я не понимаю, что значит “следуй по стрелке до ближайшего круга”. Кажется, что это игра. Потому что там есть зеленый индикатор, который показывает уровень здоровья. Он ассоциируется у меня с игрой и выживанием. […] О, что это? О, я могу управлять им. […] Итак, нет никаких подсказок, которые говорили бы мне, что делать. Я не знала, что могу управлять им, но вроде я поняла, что могу это делать с помощью этого белого круга. Я двигаюсь задним ходом. Я не понимаю. Это круто, но выглядит как-то неловко. […] Я не знала, как выглядит марсоход. О, думаю, я должна направить его в эту зелёную зону».

Пошаговая инструкция в приложении Mission to Mars включала основные объяснения по взаимодействию с AR-объектом, но не содержало чёткого описания цели игры. (Если вы внимательно прочитаете текст на левом скриншоте, вы поймёте, в чём суть игры, но большинство пользователей не будут терпеливо изучать длинные описания). Более того, люди с небольшим игровым опытом могут быть незнакомы со специфическими обозначениями, таким как индикатор здоровья на правом снимке
Как держать телефон
Из-за незнания участниками сути AR-технологии, они часто не знали, что камера устройства будет помогать им использовать возможности AR. Например, при запуске AR-приложения BBC Civilization, участница была в замешательстве, когда получила инструкции в текстовом формате, но не увидела на экране никаких других визуальных элементов. Сначала она предположила, что AR-функция не работает. Ей потребовалось несколько минут, чтобы понять, что проблема возникла из-за того, что она положила телефон на стол, и он загораживал обзор камеры. Она сказала: «Когда я положила телефон на стол, камера уже была включена. Я не понимала, почему на экране чёрный цвет, и ждала, пока руководство по использованию подскажет мне, что делать. Теперь я хочу вернуться в инструкции и узнать, что там было написано. Я не хочу пропускать обучение взаимодействию с AR».

Участница, которая просматривала AR-приложение Civilization от BBC, во время изучения пошаговых инструкций положила телефон на стол и не поняла, что взаимодействие с AR задействует камеру её телефона. После того, как она случайно подняла телефон, она поняла, в чём заключалась проблема
Сообщите пользователям, как держать телефон: в руках, на определенной высоте, под определенным углом или какую ориентацию им использовать (портретную или альбомную). Проинформируйте их о том, что камеру не следует закрывать и направлять на пустую область. Эта информация поможет избежать ошибок. Они не будут класть телефон на стол или прислонять его к стене.

В приложении Home Court, обучающем баскетболу, не было информации о том, что пользователю следует включить ландшафтный режим. Таким образом, участнику пришлось заново запускать приложение после того, как он понял, что альбомная ориентация является предпочтительным вариантом для выполнения задания
Кроме того, работа с устройством должна учитывать физические ограничения и не должна мешать выполнению основной задачи. Например, участники испытывали трудности с рисованием в приложении SketchAR. Приложение «проецировало» изображение на лист бумаги, и пользователь мог обвести его, чтобы сделать собственный рисунок. Чтобы нарисовать выбранное изображение, пользователь должен был неподвижно держать телефон одной рукой над бумагой и рисовать на бумаге другой рукой, одновременно глядя на экран, чтобы воспроизвести изображение на бумаге. Движение телефона могло привести к тому, что вся работа пользователя пойдёт насмарку.
Один из участников, который пытался выполнить это задание, сказал: «Я должен удерживать телефон […] неподвижно. Его довольно трудно удержать, [он] постоянно теряет лист бумаги. […]. [Расстраивает] то, что он продолжает терять лист бумаги, но ещё больше то, что я держу телефон левой рукой, смотрю на него и стараюсь не двигаться. Потому что мне кажется, что если я пошевелюсь, то он потеряет лист бумаги. […] Я потерял его. […] Это потому что стол тоже белый и он сливается с листом или потому что я просто много двигался?».

Приложение Sketch AR накладывало изображение собаки на физический лист бумаги (слева). Пользователь должен был обвести собаку на бумаге, и при этом держать камеру телефона в другой руке. Участник нашего исследования постоянно терял изображение и не смог нарисовать изображение (справа)
Как подготовить окружающее пространство
Подготовка физической среды может стать ещё одним препятствием при взаимодействии с AR-функцией. Пользователи должны получать своевременные и контекстуально значимые пошаговые инструкции относительно таких требований, как освещение, качество поверхности и размер пространства. Например, некоторые приложения будут лучше работать, если человек будет находиться на открытом воздухе или в определенном месте.
Одна из участниц, которая использовала приложение Smartify: Museum and Art Guide, не получила чётких инструкций относительно предпочтительного размера пространства, в котором следует разместить AR-артефакт. Поэтому у неё возникли трудности с его установкой и настройкой в своей комнате. Она сказала: «Так, оно должно было сказать мне: “Объект будет размером три на три фута”. Тогда бы я выбрала соответствующее место, чтобы не было этой путаницы: “больше света, передвиньте телефон и все такое”. […] Если бы они сказали мне: “Для этого конкретного предмета искусства требуется столько-то места” — это было бы полезно».

В приложении Smartify: Museum and Art Guide участница должна была сканировать пространство, чтобы разместить в нём AR-артефакт, но в приложении не был указан необходимый размер пространства. Участнице с трудом удалось найти подходящее место для взаимодействия с AR
В приложении Augmented Berlin были инструкции относительно требований к взаимодействию с AR, но они были недостаточно подробными. Один из участников исследования сказал: «Хорошо, что они подсказали, что потребуется больше места и освещения, но, они не уточнили, сколько именно. Больше может означать любое количество. Они могли бы сказать, что потребуется стена 10 на 10 футов. Информация о точном размере пространства, которое потребуется, […] помогло бы мне выбрать правильное пространство, потому что сейчас я слышу звук, и мне говорят “здесь произошло то-то и то-то” [но я ничего не вижу]».

В приложении Augmented Berlin были инструкции относительно требований к взаимодействию с AR, но они были недостаточно подробными
Кроме того, инструкции не должны быть слишком сложными. Не стоит перегружать ими пользователя. В приложении Best Buy человека просили прикрепить четыре стикера на дверь в его физической среде, чтобы откалибровать AR-функцию. Один из участников исследования посчитал, что это слишком сложно, и пропустил эту часть: «Мне трудно пользоваться AR, потому что для взаимодействия с ней нужны определённые вещи, но я думаю, что я [попробую] просто разместить экран напротив и включу её. […] Мне говорят, что телевизор висит, но я его не вижу. Да, […] это немного сложно, это не очень […] удобно для пользователя. Она требует так много всего, чтобы быть идеальной».

В приложении Best Buy пользователя попросили сделать дополнительные действия для завершения процесса калибровки. Однако участник посчитал их слишком сложными
Мало кто из пользователей станет утруждать себя прохождением сложного процесса, чтобы увидеть объект в комнате. Особенно если их основной целью не является взаимодействие с AR-объектом. В таких случаях AR-функция полезна только тогда, когда она добавляет дополнительную ценность при минимальных усилиях.
Ещё один важный аспект AR заключается в том, что она подразумевает безопасность пользователей. Многие AR-взаимодействия предполагают, что пользователь перемещается по физическому пространству и одновременно смотрит на экран телефона. Следовательно, люди могут не обратить внимания на окружающую обстановку или пропустить потенциальные опасности, например, скользкие поверхности, острые предметы или препятствия. Попросите пользователей найти безопасное место вдали от потенциальных опасностей, прежде чем приступать к взаимодействию с AR.

В приложении Mission to Mars есть краткий, необязательный онбординг, который описывает требования к окружающему пространству. К ним относятся: наличие подходящей поверхности (сверху справа), требования к освещению (внизу слева) и определённое положение камеры (внизу справа). Эти инструкции в сочетании с наглядными примерами помогали пользователям ориентироваться в процессе взаимодействия с AR. Кроме того, в инструкции было предупреждение о потенциальной опасности, что обеспечивало безопасность пользователям перед началом взаимодействия с AR (сверху слева)
Заключение
AR — новая захватывающая технология c большим потенциалом. Многие из участников нашего исследования были в восторге, когда им удавалось успешно взаимодействовать с AR. Например, после использования приложения MauAR — Berlin Wall один из участников сказал: «Я думаю, это круто! Я, наверное, сохраню у себя это [приложение] после [исследования]! Я бы, наверное, хотел [пробежаться] по нему и полностью его изучить. Я никогда не видел ничего подобного! […] Это похоже на образовательное приложение, которое немного больше погружает в среду…».
Однако большинство пользователей незнакомы с AR-паттернами и самим понятием AR. Чтобы помочь людям воспользоваться преимуществами AR в приложениях, подумайте о разработке контекстных советов и пошаговых обучающих инструкций. Они заложат основу для подготовки к взаимодействию с AR.
Убедитесь, что в инструкциях описана цель приложения и то, как в него вписывается функциональность AR. Затем чётко объясните пользователям, как им следует держать телефон на протяжении всего взаимодействия и как выбрать место для оптимального и безопасного использования AR.
- Источник:
- nngroup
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>