- Статьи
- 9 мин на чтение
- 5411
Эра дизайнеров закончилась?
Теперь все будет по-другому!
Мир дизайна меняется. Снова. Не то, чтобы он долго был стабилен, но, дизайнеры опять застигнуты врасплох.
Сможет ли ИИ полностью заменить вас? Почему так происходит?
Неужели компании, которым вы сейчас платите за подписку, начнут напрямую работать с клиентами, полностью исключив вас из этой цепочки?
Кто такой дизайнер сегодня?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в нескольких вещах. Прежде всего, кто такой дизайнер?
Давайте для простоты ограничимся UX-дизайном.
Если бы вы задали этот вопрос в 2009 году, вам бы показали стикеры и серые варфреймы – “Вот! Вот что делает дизайнер”.
В 2022 году вам показали бы Figma с открытым UI-китом и сказали: “Вот. Это UX-дизайн”.
Нам, людям, нравится все упрощать.
В конце 90-х мы редко использовали термин UX. Веб-дизайнер тогда был кем-то вроде сегодняшнего фронтенд-разработчика. Это был человек, отвечающий за интерфейс.
Три разные эпохи, по десять лет каждая, а какая большая разница! Почему? Дело в том, что цифровой мир развивается, и роль дизайнера меняется вместе с ним.
Нет навыков? Не проблема!
Что, если я скажу, что вы можете просто ввести текст и получить готовый результат практически мгновенно? Например, мобильное приложение для бронирования отелей, как Airbnb, но для кошек? Готово!
Вы получили набор автоматически скомпонованных элементов – готовый макет приложения. Не нравится шрифт? Цвета? Один клик, и изменения внесены. Быстро. Просто. Без лишних усилий.
Страх потерять работу из-за ИИ
Такой страх преследует многих начинающих дизайнеров, и это абсолютно нормально. Неужели теперь нас заменят? Неужели Figma – главный игрок в индустрии – пытается убить свою основную аудиторию ради новой?
Неужели их раздражает, что не все дизайнеры покупают платные подписки?
С появлением отдельного продукта для создания презентаций, а также ИИ-инструментов для генерации UI стало казаться, что новая целевая аудитория приложения – проджект-менеджеры (PM). Но хватит ли им навыков? За ответами обратимся к 2011 году.
Когда Apple убила Skeuo
В 2012 году Apple “убила” скевоморфизм в iOS7. После этого парадигма дизайна кардинально изменилась.
Раньше дизайнеры использовали растровые инструменты (например Photoshop), чтобы создавать красивые, текстурированные и очень детализированные кнопки интерфейса.
Но потом произошел сдвиг: от маленьких произведений искусства к простым закругленным прямоугольникам и векторным инструментам.
Многие UX-дизайнеры, которые не были сильны в работе со сложным визуалом, пришли в восторг! Теперь мы тоже можем разрабатывать интерфейсы! Просто несколько прямоугольников! И можно перетаскивать уже готовые элементы, чтобы работать еще быстрее!
Это решение вывело плоский дизайн в мейнстрим и позволило появиться таким инструментам, как Sketch. Позже Figma скопировал Sketch и добавил возможность совместной работы, тем самым снова перевернув игру.
Раньше мы работали в одиночку, а теперь члены команды работают сообща. Например, шесть человек могут перемещать элементы на одном экране одновременно. Несмотря на то, что для кого-то это звучит как кошмар, теперь реальность дизайна такова.
Это позволило проджект-менеджерам активнее участвовать в процессе разработки дизайне. Они теперь могут “присоединиться к проекту” – за дополнительную плату – и наблюдать за вашим рабочим процессом. Такой вот современный метод, находясь в любой точке мира, стоять над душой и требовать сделать логотип больше.
Дизайн, который мы потеряли
В конце 90-х веб-дизайнеры были пионерами, мечтали создавать сайты и использовали новейшие на тот момент технологии. Большинство из них сейчас уже кажутся устаревшими: Flash, VRML – кто-то вообще помнит о таком?
Однако со стремительным развитием цифровой сферы и появлением все новых и новых инструментов простой интерес отдельных энтузиастов превратился в высокооплачиваемую профессию.
В мире миллиарды сайтов, миллионы приложений. Все хотят зарабатывать. Это нормально. Соответственно, и конкуренция огромная.
Роль дизайнера постепенно трансформировалась – перешла от творческого решения проблем пользователей к оптимизации процесса для получения максимальной прибыли.
Желание максимально сэкономить время появилось очень быстро. С появлением Material Design многие компании поняли, что подобные дизайн-системы могут помочь значительно сократить расходы.
Все хотели иметь собственную систему. Даже те, кому она была не нужна, поддались этому тренду, очарованные обманчивым стремлением к единообразию. Да, единообразие – это хорошо, но не стоит жертвовать ради него креативностью. Это уже не инновации, а регресс.
Деньги правят дизайном. Сегодня никто уже не притворяется, что делает что-то “для пользователей”. Как говорили Битлз: “Когда мы играем, мы видим не танцующую у сцены молодежь, а доллары”.
Такие же отношения между цифровым бизнесом и пользователями. Это полупаразитические отношения, где цель – выжать из пользователя как можно больше денег, но не переступить черту.
Заметьте, сколько людей жалуются на то, что Figma берет с пользователей в несколько раз больше за Pro-версию, просто чтобы те могли получить доступ к файлу извне своей организации. Недавно американское правительство подало в суд на Adobe за непрозрачные методы отмены подписки.
Единственная задача бизнеса – заработать как можно больше денег. Именно поэтому во всех странах, кроме Ближнего Востока, в июне (“месяц гордости”) компании делают свои логотипы радужными. Рынок слишком большой, чтобы рисковать и последовательно продвигать свои собственные ценности. Единственное, в чем они постоянны – это поклонение зеленым бумажкам.
Убьет ли Figma дизайн?
Нет. Мы находимся в эпицентре очередного перехода, которого следовало ожидать. Забавно наблюдать за тем, как большинство инфлюенсеров в сфере дизайна берут деньги за то, чтобы продвигать Figma непосвященным новичкам и убеждать их, что разрешать ИИ анализировать вашу работу – это нормально.
Злиться на эту компанию бессмысленно, потому что все еще есть альтернативы, такие как Sketch, Lunacy, Penpot. Количество пользователей последнего, кстати, сегодня растет как на дрожжах.
Миф о том, что кроме Figma ничего не существует, поддерживается самой Figma. Что вполне логично. Они хотят захватить наибольшую долю рынка и тем самым получить больше денег.
Разрешить проджект-менеджерам “поиграть в дизайнеров” – это ожидаемый следующий шаг. Сначала мы дали возможность людям без навыков создания визуала разрабатывать интерфейсы; теперь мы даем возможность людям без знаний в UX работать над UX.
Это НЕ дизайн
Представление о том, что дизайн – это просто сборка страницы из нескольких компонентов, тоже является хитрым маркетинговым ходом, убеждающим нас, что инструмент важнее навыков.
Многие попались на этот трюк и теперь считают это дизайном.
Вот пример одного из клиентов. У него есть небольшая команда дизайнеров, которые довольно хорошо собирают страницы в дизайн-системе компании. Но любая более сложная проблема вызывает у них страх. Страх сделать что-то недостаточно хорошо. Страх неудачи. Синдром самозванца. Паралич принятия решений. И так далее.
Распространение такой методики “перетаскивания” привело к тому, что дизайнеры умеют только одно – собирать страницы из готовых элементов. Думать и применять логику мало кто любит. Намного легче найти уже придуманный кем-то способ реализации функциональности и применить к своей дизайн-системе.
В целом, это симптом более широкой проблемы в дизайне, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Никто не будет заменять дизайнеров, которые перетаскивают элементы интерфейса. Их просто постепенно вытеснят. Количество возможностей расположения компонентов конечно, и, проанализировав готовые решения конкурентов, ИИ с помощью дизайн-системы легко создаст похожий сайт.
Чего не хватает в этом уравнении, так это осознания того, что происходит.
Это как программирование с помощью ChatGPT – вы можете создать рабочее приложение, но если что-то пойдёт не так, починить вы это не сможете. Вы даже не будете в курсе того, что в вашем приложении есть уязвимость.
Автоматическое выравнивание
Это большой обман в мире дизайна. С самого начала одержимость автоматическим выравниванием не внушала доверия.
Выглядит это впечатляюще. И вполне логично. Но оно абсолютно не дает понимания о разметке. Большинство начинающих дизайнеров полностью пропускают этот этап. Они не обращают внимания на плохое выравнивание, ведь можно просто нажать Shift-A.
Если это автоматизировано, значит, должно получиться хорошо. Ведь так?
ИИ будет делать то же самое. Люди будут мириться с ухудшающимся качеством результата, потому что чудесный компьютерный мозг дал им быстрое решение.
Кто будет с этим спорить?
Эти дизайнерские навыки будут постепенно атрофироваться. А паралич принятия решений станет еще более распространенной проблемой. Более глупые будут слепо доверять ИИ во всем, в то время как другим будет слишком страшно высказаться.
Обновление: Споры о Figma AI
Буквально на следующий день после выхода первой версии этой статьи Figma столкнулись с новой полемикой: пользователь X заметил, что некоторые из сгенерированных ИИ дизайнов подозрительно похожи на уже существующие популярные работы.
А именно, дизайн приложения с прогнозом погоды был практически идентичен такому же приложению от Apple. Никому не хочется ссориться с Apple, поэтому Figma быстро отключила этот ИИ и работает над исправлением. Первым об этом сообщил Techcrunch, после чего новость завирусилась.
Сейчас мы не знаем, действительно ли эта модель обучалась на популярных приложениях от Apple, AirBNB, Uber и других. Но это дает богатую пищу для размышлений. Можно ли считать, что если такие приложения и процессы переделать вручную, то они могут законно служить источником данных для “кормления” ИИ? Или это считается нарушением авторских прав?
Кажется, мы еще абсолютно не готовы к ИИ!
Интересно, что только теперь многие начали понимать, чему они аплодировали на конференции Config. Огромное количество дизайнеров наконец-то поняли, как их работы могут быть использованы кем-то другим.
От некоторых популярных аккаунтов даже посыпались просьбы к Sketch о том, чтобы те спасли всех. Что ж, можно было догадаться о таком исходе с самого начала. Сейчас самое важное в обучении ИИ – это передавать ему качественные данные. А дизайн – это часть ценной базы знаний.
Мы не знаем, что будет дальше. Может быть, весь этот хайп вокруг ИИ спадет под своим собственным весом уже в ближайшем будущем. Ведь для дальнейшего роста требуется еще больше энергии, а ее уже не хватает. Но самое главное – хайп! Все для того, чтобы получить побольше денег от инвесторов.
Все для того, чтобы показать отличные результаты в этом квартале; а если в следующем все рухнет… тогда и подумаем.
Теперь люди понимают, как это опасно, когда компании “владеют” результатами их работы. Мы уже живем в “облачном” мире. На самом деле мы больше ничем не владеем. Мы арендуем и инструменты для дизайна, и место, где храним свои проекты. А они просто время от времени подглядывают за тем, как вы и что делаете.
И смешно, и страшно. Но посмотрим, что будет дальше.
Дизайнер будущего
Дизайнер будущего – универсал с уверенными знаниями во всех основных областях дизайна. Но главный его навык – это уверенность в своих дизайнерских решениях. Это способность руководить проектом и умение обосновать, что и зачем должна делать его команда.
Возьмем для примера Squareblack. Почему у них сейчас так много клиентов? Из-за того, что они эффективно работают с Figma? Нет. Наоборот, они не используют Figma ни в одном из своих проектов.
Клиенты приходят за советами и экспертизой. А как вишенку на торте получают красивый интерфейс.
Клиентам важно, чтобы вы выслушали их проблемы и либо предложили несколько возможных решений, либо обозначили путь к их поиску.
В следующей волне развития дизайна большинство ленивых людей будут заменены. Зато способность рисковать и действовать будет востребована как никогда раньше.
Кто-то же должен будет исправлять эти ужасные сгенерированные ИИ дизайны.
Перевод статьи The End of Design? из блога Michał Malewicz in Design trends.
В нашем Телеграм-канале UX Teddy публикуем так же переводы практических статей из блога UX Movement про проектирование сложных интерфейсов, форм и страниц — подписывайтесь!
- Источник:
- Michał Malewicz in Design trends
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>