- Типографика
- 4 мин на чтение
- 27884
Что выражают шрифты
Орёт с плаката шрифт Rodchenko, по деловому вещает Times New Roman и кружит на бумаге свой танец Edwardian Script. Шрифты придуманы не ради красного словца, а для того, чтобы яснее передавать смысл текста, это такая одежка, по которой встречают. Ну и, во-вторых, это просто красиво.
На первый взгляд кажется, что за всю историю письменности придумано так много шрифтов, что разобраться в них просто невозможно. На самом деле все гораздо проще и все эти бесконечные вариации окружностей и палочек легко умещаются в стройную и простую систему.
Все шрифты делятся на четыре большие группы, как времена года или стороны света:
- антиква с засечками
- гротеск без засечек
- рукописные, имитирующие человеческий почерк
- акцидентные для заголовков и плакатов.
Антиква
Стиль: академический, классический, традиционный, консервативный, элегантный.
Где найти: деловые газеты, научные статьи, книги, учебники, документация.
Если бы шрифты можно было бы сравнить с цивилизациями, антиква, несомненно, была бы представителем западной. Эти шрифты формальны, строги и имеют самую длинную историю. У них традиции и манеры. Особенность антиквы, как уже говорилось, засечки — накрахмаленные воротнички и манжеты букв, элементы, которые делают шрифт устойчивее, основательнее, аккуратнее. Антикве хорошо удается передавать смысл деловых документов, научных справочников и статей, больших объемных текстов. Бизнесмен с газетой скорее всего пробегает глазами антикву, студент, сдающий сессию, имеет дело с засечками.
Антиква старого стиля
Скругление засечек в местах примыкания к основному штриху и наклонная ось овальных элементов, умеренная контрастность.
Примеры: Arno Pro, Bembo, Dante, Stempel Garamond , Granjon, Poliphilus, Sabon.
Переходная антиква
Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве более явная, чем в старом стиле, но менее четкая, чем в антикве нового стиля.
Примеры: Times New Roman, Baskerville, Caslon, Georgia и Bookman.
Антиква нового стиля
отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками.
Примеры: Didot и Bodoni.
Брусковая антиква
Разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы.
Гротеск, он же рубленный
Стиль: современный, легкий, нейтральный, функциональный.
Применение: деловые, технические и электронные документы, учебная литература, архитектура, интернет и цифровые технологии.
Это, несомненно, шрифтовой север — минималистичный, четкий, функциональный и прямолинейный, как шкаф из Ikea, не терпящий никаких излишеств, как например засечки антиквы или росчерки рукописных шрифтов. Эти элементы, как атавизм, исчезли за ненадобностью.
Гротескные шрифты — это новая история, конструктивизм и Баухаус, космос и компьютеры. Лента Фейсбука — гротескный Gotham. Компании Microsoft, Panasonic и даже NASA используют вездесущую Helvetica.
Старые гротески
Переходное звено в шрифтовой эволюции от антиквы до гротеска, буквы с небольшим контрастом.
Примеры: Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk.
Новые гротески
Самые нейтральные, одноширинные шрифты почти без контраста.
Примеры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers.
Гуманистические гротески
Имеют большую контрастность в толщине штрихов. И гуманистическими они названы не случайно, а потому что напоминают рукописные (пером).
Примеры: Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.
Геометрические гротески
Как ясно из названия, строятся на основе геометрических форм.
Рукописные шрифты
Стиль: поэтический, художественный, декоративный.
Применение: оформление приглашений, альбомов, изысканные заголовки, вывески, поздравительные открытки.
Представьте себе сосредоточенного китайского мастера, выводящего пером иероглифы. Да, рукописные шрифты прекрасны, непостоянны и изящны, как восток. Они кружат своими росчерками, как турецкие дервиши, и чаще похожи на арабскую вязь и иероглифы.
В рукописных шрифтах слишком много непостоянства, поэтому они кажутся человечнее и могут служить классической поэзии (как, например, формальные) и современному уличному искусству (как неформальные). Но слишком много на них не прочитаешь — в больших объемах они становятся приторными, как халва. Рукописные шрифты легко отличить по окончанию sсript в названии.
Формальные рукописные
чаще всего курсив, с большим количеством вензелей, эдакое шрифтовое барокко.
Пример: Kuenstler sсript.
Неформальные рукописные
Не такие старомодные как формальные и в принципе, похожи на большинство почерков современного человека, не обладающего каллиграфическим навыком.
Примеры: Mistral и Brush sсript.
Акцидентные шрифты
Стиль: декоративный, народный, фантазийный.
Применение: реклама, вывески, логотипы, заголовки.
Это все странные, стилизованные, художественные, дизайнерские и слегка ненормальные шрифты. Читать с их помощью большие объемы текста – получится едва ли. Они лишь могут обрамлять его, быть эдакой вишенкой на торте.
Акцидентные не знают правил, их начертания ограничиваются только фантазией дизайнера. Их уместно сравнить с пестрым многообразием юга: экзотической флорой и фауной джунглей или магическими орнаментами африканских племен.
Реклама, вывески, заголовки, логотипы, словом все, что умещается в двух-трех словах — вот ареал обитания этой группы.
Источник: godesigner.ru
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>