Инфографика на службе новостей

Сейчас инфографика развивается по большей части в области маркетинга и PR, наблюдается активная тенденция к эмансипации инфографики в качестве отдельного медиа.

Но не стоит также забывать о роли инфографики в журналистике.

1

По мнению многих экспертов, сам термин «инфографика» зародился в стенах редакций. Более того, специалист в области визуализации Альберто Каиро считает, что инфографика приняла привычный для нас вид в газете USA Today в 1982 году. Именно тогда на страницах издания начали появляться простые и понятные, но от этого не менее информативные изображения.

2

В то время инфографика воспринималась со значительной долей скепсиса: USA Today даже дали хлёсткое прозвище «McPaper» (по аналогии с McDonald’s: информационный фастфуд). Однако вскоре газета вошла в пятёрку самых читаемых изданий Америки – инфографика доказала свою эффективность. Она была оценена не только читателями, но и другими изданиями – число газет, содержавших инфографику, выросло в несколько раз. И сейчас данная тенденция сохраняется: в связи с бумом инфографики всё больше и больше СМИ хотят публиковать её.

С этим связан ряд трудностей, из-за которых инфографика занимает достаточно спорную позицию в средствах массовой информации. Во-первых, тренд на конвергенцию (сращивание различных платформ – один человек делает много дел) спровоцировал повсеместное сужение штата. Из-за этого журналисту, чей редактор захотел увидеть инфографику, придётся осваивать её самому. Последствия очевидны.

А так как сейчас только очень крупные СМИ могут позволить себе содержать штат дизайнеров в редакции, данная проблема остаётся очень актуальной. Во-вторых, инфографика требует много времени – а его никогда нет. В-третьих, редактор сам порой не понимает, что такое инфографика и зачем она нужна – разногласия в редакции и общее непонимание вызовут только дополнительные трудности.

3

Данная картина актуальна для многих редакций, сталкивающихся с необходимостью работы с инфографикой. Но стоит отметить, что и журналистская среда не лишена качественной инфографики – можно привести примеры агентства РИА Новости с его одним из крупнейших в мире инфографическим бюро, или журнал GOOD. Несложно догадаться, что секрет их успеха – в качественных кадрах.

4

Но эти проблемы обостряются, если редакция специализируется на новостях. Как известно, главный критерий успеха таких СМИ – это оперативность. А когда счёт идёт на секунды (если речь идёт об Интернет-изданиях), времени на инфографику (тем более – качественную) просто нет.

Проблема нехватки времени может быть решена тремя способами.

Первый – это заранее разрабатывать инфографику для календарных событий.

Второй – использовать шаблоны. Известна практика, когда в редакции имелись заготовленные шаблоны инфографики, в которых требовалось лишь изменить числовые данные.

Последний способ – пожертвовать оперативностью (а следовательно, и «информационностью» материала) в пользу инфографики и большей аналитики. Материал такого рода может выходить позже произошедших событий и также претендует на успех.

5

Что же касается того, какой вид примет новость в формате инфографики, то тут ничего нового. Событие может быть визуализировано в виде алгоритма, таймлайна или графиков при наличии больших числовых массивов. Популярным для новостной инфографики является обращение к контексту и предыстории.

Таким образом, чаще всего инфографика по-прежнему носит в новости второстепенный характер, выступает более наглядной иллюстрацией того, что говорится в основном материале. Однако, выполняя «вспомогательную роль» инфографика зачастую становится основным предметом интереса и ведущим элементом.

Автор: Василий Федотовский