Фриланс

Как работать удаленно

Статья Людмилы Сарычевой, опубликованная в разделе Большие планы компании Мегаплан.


Я работаю в Мегаплане год. До этого я была педагогом, журналистом и банковским аналитиком. Все прошлые места работы требовали частичного или полного присутствия в офисе. Мегаплан — первая компания, в которой я работаю удаленно и почти не посещаю офис. Благодаря Мегаплану я поняла, что удаленная работа требует большего напряжения, чем офисная. Особенно, если большинство сотрудников работает в офисе.

В сегодняшнем выпуске я поделюсь опытом удаленной работы: чему научилась, как выстраиваю отношения с коллегами, как отчитываюсь о результатах. Рассылка будет полезна тем, кто начинает или собирается работать удаленно.

Планировать

Удаленная работа — испытание на прочность. Она дает преимущества тем, кто хочет вырасти. Самое большое из них — планирование времени.

Обман, что офисные сотрудники тратят на работу восемь часов. Фактически уходит половина дня: восемь часов на работу, время на дорогу, обед, утренние сборы. Хорошо, если хотя бы половину этого времени сотрудник продуктивен. Тогда он справляется с задачами, показывает результаты и несет пользу компании.

Удаленная работа снимает ограничения по графику: если самое продуктивное время для вас — ночь, работайте ночью. Лишь бы это приносило результат.

Для меня утренние часы — самые продуктивные. Я встаю в семь утра и до одиннадцати работаю над задачами, которые требуют максимум концентрации. После одиннадцати продуктивность падает, в это время выполняю мелкие задания, назначаю созвоны и попутно занимаюсь домашними делами.
Часов в пять продуктивность возвращается, и я снова погружаюсь в сложные задачи. Если затянет, сижу до двенадцати.
Конечно, не всегда получается идеально планировать. Но с каждой неделей это удается все лучше. Если раньше я занималась только работой, то теперь два раза в неделю хожу в спортзал и один — в бассейн, занимаюсь английским, читаю книжки, пишу в личный блог, прокачиваюсь в редактуре и готовлю. Когда я работала в офисе, часть любимых дел все время отваливалась.

С удаленной работой другая проблема: она размывает границы между личной жизнью и профессиональными задачами. В офисе работа заканчивается, когда за вами закрывается дверь в здание. Удаленные сотрудники носят работу с собой, как улитки.

2

Чтобы правильно планировать и разделять работу и жизнь, я использую эти приемы:

Разделяю интернет-браузеры. Для работы пользуюсь одним интернет-браузером, а для личных дел — другим. Личный открыт постоянно, а рабочий после выхода рассылки закрываю на выходные. Это не дает лишний раз заглянуть в почту, читать комментарии к статьям и смотреть показатели выпуска. Я люблю свою работу, и мне все это интересно, но если я не буду отдыхать в выходные, следующая неделя получится непродуктивной.

Устанавливаю правила. Говорят, что в офисе коллеги все время мешают сосредоточиться. Это правда, но я не верю, что коллеги намеренно хотят навредить. Они просто не знают, что сейчас вы сосредоточены на важном деле. Чтобы знали, установите время для общения и расскажите о своих планах коллегам.

Например, я предупредила коллег, что в четверг и пятницу занимаюсь рассылкой. Другие задачи беру только в начале недели. Максим объявил о правиле девяти, и я перестала обращаться к нему с рабочими вопросами в десять вечера. Арт-директор Студии Лебедева Людвиг Быстроновский открывает личный календарь на всех сотрудников, чтобы они сами назначали ему встречи на свободное время и не отвлекали в несвободное.

Завершать дела. Это знают все, но не все соблюдают. Сотрудник не успевает выполнить запланированные дела, переносит их на следующую неделю и все выходные держит их в голове. У меня тоже такое бывает: если я до конца недели ответила не на все письма, в выходные думаю, что начну неделю с них. Мне помогает простой прием: все дела я записываю в блокнот и вычеркиваю их по мере выполнения. В пятницу составляю план на следующую неделю. Дело, которое не успела выполнить, сначала зачеркиваю, а потом записываю на следующую неделю как новое.

С письмами помогает метод «пустого инбокса»: во входящих лежат только неотвеченные письма, а отвеченные получатель удаляет или расфасовывает по папкам. Например, у меня есть папка «Отзывы о рассылке». В ней я храню все ваши письма, даже критические. Я рада, что рассылка не оставляет вас равнодушными, поэтому не удаляю их. Но и не оставляю во входящих, чтобы не смешивать с новыми письмами.
Не отвлекаться. Я удалила соцсети из закладок в браузерах и уведомления из приложений на телефоне. Это помогает не отвлекаться. Сообщения — это несрочно. Ничего страшного не случится, если ответить на них на следующий день. Срочный — только звонок.

Планировать по часам. Подруга-маркетолог рассказала однажды, что планирует задачи по часам. Если вы примерно представляете чем будете заниматься на следующей неделе, распишите дела в блокноте и напротив отметьте сколько часов на них уйдет. Планируйте с запасом, чтобы точно успеть. И оставляйте время для незапланированных дел. Когда я стала следовать этому правилу, стала лучше распределять время.
Профессионалов отличает умение планировать. С удаленной работой этот навык приобретает решающее значение. Я пока освоила его не полностью, поэтому буду рада вашим советам в комментариях.

Обустраивать пространство

С удаленной работой вы оказываетесь на рабочем месте сразу после пробуждения. Вы не мерзнете на остановках, не толкаетесь в транспорте и готовы взяться за дело в любой момент.

Удаленные сотрудники жалуются, что домашняя обстановка не располагает к работе, поэтому идут работать в коворкинг, библиотеку или кафе. Я полгода работала из дома на пару с мужем, а летом совместно с друзьями-удаленщиками арендовали офис недалеко от дома. Получился коворкинг для своих. Я хожу туда два-три раза в неделю, потому что дома лучше фокусируюсь на крупных задачах. Сегодня я работаю над рассылкой, и мое рабочее место выглядит так:

3

Работа из дома быстро надоедает: не хватает общения и физических нагрузок. Если не менять обстановку, продуктивность со временем падает.

Чтобы работать эффективно, сначала найдите самое удобное рабочее место. Если вам кажется, что дома лучше всего, но вы не пробовали других вариантов, не останавливайтесь. Возможно, вам понравится шум кафе. Чтобы это узнать, придется попробовать. Я пробовала и поняла, что утром и вечером лучше работаю дома, а днем — в коворкинге.

Когда определитесь с пространством, займитесь рабочим местом. Если у вас узкий стол, на который не умещаются локти, вы не просидите за ним целый день. Не жалейте деньги на удобное рабочее место, рассматривайте их как инвестиции в продуктивность. Они быстро окупаются.

Сделайте так, чтобы вам приходилось двигаться. Не берите на рабочее место бутылку с водой, лучше сходите на кухню, чтобы размяться.

Если работаете дома, заставляйте себя каждый день выходить на улицу. Идти на прогулку ради прогулки лениво, особенно, если работа затянула. Поэтому не закупайте продукты на неделю, купите на пару дней, чтобы нельзя было не сходить в магазин. Смена деятельности и свежий воздух повышают продуктивность.

Смена деятельности и свежий воздух повышают продуктивность

Понятно, что продуктивность неравномерна в течение дня и недели, но эффективный сотрудник отличается от неэффективного тем, что не дает ей уж слишком проваливаться. График продуктивности неэффективного работника выглядит так:

4

а эффективного вот так:

5

Правильно организованное рабочее пространство держит в тонусе и помогает работать продуктивно.

Общаться с коллегами

Удаленная работа повышает ценность живых встреч. Каждое обсуждение получается продуктивным. На моей прошлой работе руководители проводили одно-два собрания в неделю. Любое из них без потерь заменило бы информационное письмо или короткое объявление внутри команд.

С удаленной работой такого нет: коллеги не отвлекают в течение дня, созвоны заменяют собрания, живые встречи проходят продуктивно.

Недостаток в том, с удаленной работой вы не видите коллег вживую, и это плохо сказывается на взаимопонимании. А без взаимопонимания сложно решать задачи сообща.

Мне помогает вот что:

Созвоны. Старайтесь чаще звонить, чем переписываться. Переписка — худший способ общения: адресат замечает сообщение не сразу, неправильно понимает интонацию, тратит время на ответ. Переписка создает ложный образ: в письме коллега кажется недружелюбным, а в жизни оказывается обаятельным. Это портит отношения. С созвонами такого не произойдет. Причем, необязательно созваниваться с видео, даже голосовой звонок поможет правильно понять друг друга.

Дедлайны. Если вы ставите задачу, укажите дедлайн. Так вы поможете коллегам спланировать работу. Но дедлайн не должен быть «голым». В задаче опишите, почему поставили такие сроки и что будет, если к ним не успеть.

Приложения на смартфоне. С коллегами я общаюсь в Мегаплане и Телеграме, потому что они интегрированы. Я не отключаю уведомления из Телеграма на телефоне, чтобы оставаться на связи, даже если под рукой нет ноутбука. Чтобы это сработало, договоритесь с коллегами, по какому каналу вы отвечаете оперативно.
Удаленная работа требует больше усилий, чтобы наладить отношения с коллегами. Если вы их приложите, получите преимущество: в рабочих дискуссиях удаленная работа дает время успокоиться, обдумать решение и предложить свое видение без эмоций.

Делиться результатом

Результат — единственное, что имеет значение. Если есть результат, плевать, что вы работаете по три часа в день, спите до обеда и обладаете невыносимым характером. Вы полезны компании, значит, вам платят не зря. Сейчас мой самый важный результат — рассылка. Если сегодня она не выйдет, я зря получаю зарплату. Но так было не всегда.

Результат — единственное, что имеет значение

До конца прошлого года я делилась результатами работы в Мегаплане: каждый понедельник составляла список задач на неделю и в пятницу отчитывалась о проделанных задачах. Такой подход помогает в работе:

показывает пользу. Компания знает, за что платит зарплату и оценивает насколько это важно. Особенно это актуально для крупных компаний, в которых начальник не контролирует каждого сотрудника, но хочет быть в курсе работы;

помогает не плодить задачи. Отметить все дела сразу в недельном плане удобнее, чем заводить задачу по каждому;

показывает прогресс. В начале работы одну рассылку я готовила три-четыре недели. Теперь готовлю за одну, а качество стало лучше. Дневник результатов помогает отслеживать прогресс сотрудника и делать прогнозы на будущее;

мотивирует. Когда вы делитесь планами с коллегами, стыдно их не выполнить. Вы изо всех сил будете стараться закрывать задачи по плану.
Джейсон Фрайд в книге «Ремоут» пишет, что большинство страхов, связанных с удаленной работой, вызваны недоверием руководителя. У руководителя нет повода вам доверять, пока он не видит результат. Поэтому показывайте результат.

Выбирать

В модных айтишных кругах принято ругать офис: мол, он отнимает слишком много времени, мешает продуктивной работе, растит энтропию. Мне этот подход кажется упрощенным. Врачи, строители, учителя, официанты, машинисты, летчики не могут работать удаленно. Но это не значит, что они непродуктивные работники без творческого мышления.

И наоборот, если дизайнер, программист или редактор работают из дома, это не означает автоматически, что они эффективны. Возможно, кто-то не представляет свою жизнь без рабочего коллектива, кому-то в офисе проще собраться, а кто-то работает одинаково хорошо дома и в офисе. Все зависит от человека. Здорово, когда компания не ставит жестких рамок, а дает сотруднику самому выбирать способ работы. Сотрудник работает эффективно в хорошем настроении. Главное, чтобы у него были условия для такого настроения.