- Дизайн
- 9 мин на чтение
- 12946
«Решай проблему клиента» — 16 важных советов для дизайнеров
16 коротких, но важных советов для дизайнеров по работе с клиентами.
Эти советы я писал в своем блоге Вконтакте, когда прошло достаточно времени, чтобы сделать выводы о работе дизайнера, и записать для себя рекомендации. Сегодня я делюсь ими с вами.
Надеюсь, они будут для вас полезными. Если вы будете не согласны с каким-то пунктом, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.
Да, и такое тоже бывает.
Дизайнерские решения не всегда являются самоочевидными.
А лучше вообще не заводить ребенка, пока нет портфолио.
Money makes money. Мне знакомо это опьяняющее чувство, когда получаешь сумму с 5-ю нулями и думаешь, что так будет всегда. Нет, не будет. Как минимум 25% свободных средств должны идти на развитие — покупку курсов, создание персонального проекта для портфолио или продвижения себя.
Однажды деньги кончатся, если не вкладывать их в своё развитие.
Достоверные источники сообщают, что авторство этой фразы принадлежит Гарри Гордону Селфриджу — британскому предпринимателю, основателю универмагов Selfridges&Co.
Реальность такова, что большинство клиентов не знают, что именно хотят получить на выходе. Бесконечная игра со шрифтами, добавление «красненького» и смена концепций — лишь начало кругов ада, которые ожидают новоиспеченного дезигнера.
А слепое следование пунктам ТЗ и вовсе приводит к тому, что обе стороны остаются недовольны взаимодействием друг с другом.
Как итог, бесхребетность — это то качество, которое клиент меньше всего хочет увидеть в дизайнере. Дизайнер прежде всего творец, а не посредник между заказчиком и фотошопом. Работаешь дизайнером — будь готов отстаивать свое мнение.
Но почитать будет полезно.
«Я читал Ководство, так что кое-что понимаю в дизайне» — согласитесь, всем нам довелось услышать подобные фразы, как минимум, от одного клиента.
С одной стороны, это хорошо: чтение профильной литературы помогает погружению в тему и объясняет подводные камни профессии. С другой стороны, мысли автора все равно остаются субъективными и ограниченными в силу своего определения, и зачастую, крайне губительными при оценке проделанной работы.
Ставить французские кавычки («») вместо машинописной двойной (“”), писать заголовки строчными и знать когда ставить длинное тире, а когда дефис — не критерий профессиональности дизайнера, а всего лишь начальная грамота. Мы же не критикуем писателей на том основании, что учились в школе и кое-что понимаем в русском языке.
Дизайнером делает человека только долгая кропотливая практика, а не следование канонам великого и ужасного А.А.
Только ради бога не сжигайте ваш диплом, если вы учились в БВШД или в Бюро.
Очень часто бытует мнение, что в дизайне как в математике есть какие-то формулы и схемы, которыми должен руководствоваться дизайнер, чтобы выпускать классный продукт. Все это не более чем выдумка PR менеджеров учебных заведений.
Список законов и непреложных истин в дизайне достаточно ограничен, и оброс уже таким количеством исключений, что говорить о них с каждым годом становится все более и более неприлично.
Учиться дизайну можно лишь непосредственно на практике, анализируя свои ошибки и чужие работы, сравнивая и подмечая детали, копируя и осозновая принцип. Вузы с программой прошлого века в данном вопросе с позором проигрывают, а их диплом годится разве что в качестве альтернативы туалетной бумаги.
Или если хочешь устроиться в Google.
Каждому из нас хоть раз в жизни приходило предложение выполнить тестовое задание. Это очень выгодный момент для работодателя: работник с самого начала поставлен в уязвимое положение. И тут очень велик риск нарваться не на обеспокоенного качеством исполнения заказчика, а на ушлого выпускника Бизнес Молодости, который нашел эффективный способ сокращения издержек.
Как же отличить мошенника от добросовестного клиента?
1) Объем работы
Если клиент хочет оценить твой уровень, он не будет давать задачу, которая займет много времени: вполне достаточного промежуточного этапа работы. Цель тестового задания заключается не в разработке конечного продукта, а в проверке квалификации исполнителя.
2) Масштабы компании
Серьезные игроки никогда не будут заниматься «разводом» специалистов. Если их шалости всплывут наружу, то это обернется очень большим скандалом. В случае же с доморощенными старт-апами, название которых известно только их создателям, рисковать абсолютно нечем.
3) Готовность оплатить тестовое задание
Если заказчик серьезно относится к процессу отбора кандидатов, он будет в состоянии хотя бы формально оплатить тестовое задание. Когда возникает риск потери денег, у человека невероятным образом открывается третий глаз, который безошибочно определяет неподходящих кандидатов, что существенно экономит время и силы обоих сторон.
Мой совет: берись за тестовые задания, только если ты в самом начале своего пути или хочешь устроиться в крутую компанию (или у тебя много свободного времени, и ты уже не знаешь куда его деть). Во всех остальных случаях лучше уделить время своему портфолио, чтобы оно не оставляло сомнений у потенциальных клиентов.
Но задачу все равно старайся решать красиво.
Минимализм, градиенты, low-poly — это очень актуально, но не стоит забывать,что главная задача логотипа представлять компанию.
Надкусанное яблоко у Apple смотрится свежо и эстетично, однако применительно к ООО «Мамкины щи» будет выглядеть, как минимум, нелепо, а как максимум, абсолютно не решит задачу создать визуальный образ. Выложить красивое портфолио на behance, напичканное трендовой графикой — большой жирный плюс для самопрезентации, но не стоит забывать, что первостепенная миссия дизайнера решать задачу клиента, а не рисовать красивые картинки.
Я не призываю игнорировать модные веяния, но их использование должно быть уместно.
Самый большой барьер, который стоят в начале пути каждого дизайнера — это непонимание критериев качества работы: для новичка качество = крутизна картинки, а время как для профи = эффективное решение задачи.
Часть дизайнеров делают ошибку назначая стоимость работы исходя из почасовой оплаты. Открою секрет: время дизайнера ничего не стоит, если он не способен решать задачу. Дизайнер, в отличие от девушек из эскорт-агенства, не продает свое время.
Дизайн — это всегда продажа. Чтобы продавать, нужно правильно определить потребности покупателей и уметь грамотно презентовать свой продукт. У покупателей дизайна есть потребность в увеличении прибыли, но нет четкого понимания, как дизайн может решить эту задачу. Поэтому, очень важно передать клиенту свое видение ситуации.
Если по ночам ты предпочитаешь играть в ролевые игры со своей девушкой, а не со шрифтами, то запомни — никогда не высылай клиенту jpg макеты по почте. Свой результат надо презентовать: вживую или с помощью Skype. Красивая презентация в pdf тоже сгодится.
Забавно, но в этой группе я увидел репост записи.
Человек, который ищет профессионала, никогда не будет искать его там, где поиск будет проблематичен. Вконтакте не является профильным сообществом дизайнеров, в отличие от behance.
Основная аудитория заказчиков в группах Вконтакте — это адепты Бизнес молодости и 16-летние арт-директора.
К сожалению, это не клиенты, и тратить время на работу с ними можно только во имя искупления грехов.
Портфолио не может содержать полную информацию о важности работы дизайнера по той причине, что большинство самых сложных решений остаются за бортом — картинки не умеют говорить. Зато дизайнеры умеют (чаще всего).
В своем блоге ты можешь поднимать вопросы, которые волнуют клиента: как дизайн увеличивает конверсию или почему не надо использовать фотографии улыбающихся людей с фото-банков. Или вопросы, которые интересуют дизайнеров: как увеличить свой ценник, как выстроить отношения с клиентом и тд.
В обоих случаях ты даешь людям полезную информацию и получаешь статус мастера своего дела. Когда одному из твоих читателей понадобится логотип, угадай к кому он обратится — к тебе или к Васе с фл.ру, который делает дешево, качественно и в срок?
Навыками телепатии обладают очень немногие из клиентов, поэтому, если ты хочешь регулярно получать поток заказов, то просто обязан вести свой блог.
Правда все равно всплывет наружу.
Когда мне нужна помощь в проекте, а знакомые дизайнеры все заняты, я отправляю запрос в профильные биржи. В ответ, как правило, поступает большое количество предложений от дизайнеров, разного уровня подготовки, работать вместе. Заметил, что каждый 3-ий соискатель в качестве конкуретного преимущества использует волшебную чит-фразу «Делаю дизайн с душой».
Дизайн с душой звучит круто. Я решил зайти посмотреть что за тема, может какой-нибудь новый тренд, открываю портфолио и очень сильно радуюсь, что сел за компьютер с пустым желудком. Как оказалось «с душой» — это когда больше ничего хорошего о себе сказать нельзя.
Поэтому, мой совет душевному дизайнеру — отучись 3,14здеть. Если новичок — так и пиши, что мало что умеешь, но сильно хочешь это исправить. Душу лучше попробуй продать дьяволу, а на рынке дизайна, к сожалению, это не ликвидный товар.
Сомневаться во всем происходящем я начал еще задолго до того, как стал дизайнером. Все началось с похода на фильм «Человек-паук» в 2002 году.
Я был очарован дизайном костюма главного героя и больше всего на свете хотел иметь такой же. В моей голове оставался лишь один вопрос: как 15-ти летний школьник смог самостоятельно сшить ТАКОЙ костюм в домашних условиях? Все попытки повторить его опыт оказались тщетны. Именно тогда меня озарила мысль: нельзя принимать все как данность.
После этого случая недоверие ко всему, что я слышал и видел прогрессировало с каждым годом. Это качество очень пригодилось мне в профессиональной деятельности (супер-героем, к сожалению, я так и не стал). Дизайнер должен сомневаться во всем. Если бы это было не так, мы бы никогда не сидели за компьютерами с процессором в самом экране монитора и не пользовались телефонами, где есть всего 1 кнопка.
Сомневайся, спорь, доказывай. И не выдавай свое нежелание думать за образованность.
В свет ежедневно выходит огромное количество разношерстных произведений дизайнеров и иллюстраторов. Поиск референсов стал неотъемлимой частью перед началом работы над любым проектом — зачем изобретать велосипед заново?
Появляются новые тренды, диктующие моду. Игнорировать их страшное дело, ведь гарантированно можно остаться непонятым обществом. Однако всегда найдется человек Х, который заметит сходство работы дизайнера Y с работой дизайнера U.
Так что же делать? Слушать ядовитые замечания и бояться лишний раз пошевелиться или с умом использовать наработки коллег для создания качественного продукта?
Однозначно второе. Если работа не является точной копией оригинала с сохранением цветовой схемы, пропорций и пластики, тогда говорить тут вообще не о чем — человек по своей природе учится чему-либо, пародируя оригинал, и на его основе создавая новое. Из пустоты ничего никогда не возникает. Все что мы говорим, думаем и даже создаем есть лишь результат накопленного опыта: мы это где-то видели и слышали, а уже потом модифицировали с учетом своих вкусовых пристрастий и взглядов.
Оригинальный стиль в дизайне — это как карьерный рост в Сбербанке. Все о нем слышали, но никто не видел.
Кто такой клиент? Это человек с определенной потребностью, которую он хочет удовлетворить, представлением о том, как это можно сделать и N-ым количеством денег.
На секунду представим, что потребность клиента заключается в разработке рекламного билл-борда. Все его представление о внешнем виде конечного продукта заканчивается различными вариациями зазывалок кредитных организаций с лозунгом «Даем всем», и результат он хочет получить такого же уровня. Клиент приходит к дизайнеру. Дизайнер делает робкую попытку намекнуть, что это неудачное решение, на что в итоге получил ответ: «Кто платит, тот прав». Страх потери клиента толкает его на сделку со своей совестью и он признает правоту последнего. Что ждет нашего дизайнера в итоге? Недельный запой, нервный тик в районе правого глаза и очередной недо-проект, который стыдно показать людям.
Кто виноват? Конечно, дизайнер. Мы сами выбираем с кем нам работать и сами решаем кем мы будем в их глазах: творцом или посредником между фотошопом и мышкой. Мой совет — работай исключительно с теми клиентами, которые тебя ценят, и помни, что незаменимыми бывают только аминокислоты.
В заключительном совете я хочу рассказать о чудо-препарате «Бери-Предоплатин». Этот препарат спасает от растяжения связок при длительной игре со шрифтами, защищает от передозировки правками и минимизирует риск изменения концепции. «Бери-Предоплатин» ежедневно помогает тысячам дизайнеров и заказчиков комфортно работать друг с другом.
В состав препарата входит вещество анти-3,14здаболин, которое моментально вызывает аллергию у неплатежеспособных клиентов и служит средством защиты от них.
Несмотря на то, что препарат носит превентивный характер, его использование является необходимым условием для успешной работы в отрасли.
«Бери-Предоплатин» — пусть дизайнеры живут спокойно.
Спасибо за внимание, и помните, дизайн — это в первую очередь бизнес, а уже потом творчество.
Источник: designpub.ru
Автор: MAD RABBIT
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>