Ликбез. Кто такой арт-директор и чем он занимается?

Существует мнение, что стать арт-директором — заветная мечта любого дизайнера, особенно начинающего. И если ты достиг этой цели — то достиг вершины карьерного олимпа. Но в реальности арт-директор — не только про дизайн и опыт работы с большими брендами, но и про управление.

Так кто же такой арт-директор? Самый главный дизайнер? Самый главный менеджер? Идейный вдохновитель? Цензор? В нашем сегодняшнем ликбезе пытаемся ответить на многие вопросы об этой профессии.

Кто он?

Для начала обратимся к всезнающей «Википедии». Там можно найти такое определение арт-директора: «начальник художественного, либо иного творческого отдела или медиапроекта: «воплотитель проекта». Явно что-то творческое-расплывчатое.

Давайте начнем поиски определения с перевода art direction: art — искусство, direction — направление. Мы предлагаем такой вариант — арт-директор:

  • с одной стороны, осуществляет творческое руководство дизайнерскими и брендинговыми проектами — преимущественно в их визуальной части;
  • с другой стороны, управляет людьми и рабочими процессами.

Творческим людям тоже (а иногда им в особенности) нужны дисциплина, четкое планирование и единая система в работе. За всем этим и следит арт-директор.

А чем он вообще занимается?

Арт-директор принимает участие во всех этапах работы и контролирует процесс, обладает общим видением результата, руководит творческой командой и участвует в коммуникации с клиентом. Его задача — помочь сформулировать сообщение для целевой аудитории и визуально упаковать его так, чтобы оно было правильно воспринято.

Главная задача арт-директора — не дать потерять или исказить визуальную интерпретацию идеи. В этом смысле арт-директор = большой брат.

Конечно, и без арт-директора команда сможет выдать результат, но тогда в работе не будет критического взгляда со стороны, не будет конструктивной художественной критики, не будет взгляда с точки зрения клиентских задач.

Что должен знать и уметь арт-директор?

В этой профессии важно быть личностью многогранной. Понятно, что в разных компаниях круг обязанностей арт-директора отличается, но базовые навыки сохраняются.

  • Обычно арт-директор неплохо разбирается в маркетинге и менеджменте. В процессе работы над проектом арт-директору нужно одновременно думать и о красоте дизайна, и о его соответствии задачам бренда.
  • Еще один важный навык — психология и дипломатия. Психология — проявлять эмпатию и вовремя распознавать огнеопасную ситуацию в команде, в нужное время выходить на разговор с человеком и получать отклик. Дипломатия — общаться с клиентом. В этом смысле арт-директор — переводчик между клиентом и дизайнером. Первым он доносит преимущества того или иного решения с точки зрения эффективности решения задач. Вторым помогает правильно интерпретировать зачастую неоднозначные комментарии клиента, чтобы потом они превратились в конкретные доработки.
  • Очевидный скилл — насмотренность. Арт-директору как никому другому важно анализировать кейсы разного уровня, следить за конкурсными и фестивальными проектами, быть в курсе всех трендов и актуальных тем, причем не только в дизайне, но и в медиапространстве, искусстве, социокультурном контексте.
    Все это важно и нужно для того, чтобы вовремя увидеть хорошие идеи и следить за их реализацией, понимать, какие решения выстрелят и как можно добиться того или иного результата.
  • Никуда и без технической подкованности. Невозможно контролировать процесс работы, не зная его тонкостей изнутри. Если бы арт-директор не имел собственного опыта работы с нужными программами, ему было бы тяжело оценить, сколько времени потребуется на разные этапы работы, какие задумки реализовать возможно, а какие — нереально. Кроме того, иногда арт-директору приходится вмешиваться в прикладную работу: ведь проще и быстрее исправить что-то самостоятельно, чем вдаваться в долгие объяснения. Но этим нельзя увлекаться: основная функция арт-директора — все-таки не дизайнерская.
  • Наконец, управление командой — отдельный важный навык. Арт-директор должен не только хорошо разбираться в дизайне, но и уметь управлять командой, планировать ресурсы, выстраивать рабочие процессы от разработки концепции до презентации клиенту и реализации. Хороший арт-директор знает, как понятно сформулировать задачу, как распределить работу между сотрудниками, как не сорвать сроки с учетом всех потенциальных форс-мажоров. Просто сильный дизайнер не может быть арт-директором, потому что для реализации проекта нужно координировать работу целой команды.

Должность арт-директора — мечта каждого дизайнера?

Не все специалисты креативной индустрии мечтают стать арт-директорами. Эта работа требует многообразной коммуникации и большой ответственности. Такое не каждому по душе и по силам.

Бывают дизайнеры, которые увлечены своим делом, но не хотят много общаться и руководить. А некоторые быстро выгорают от творчества и предпочитают заниматься рутинными делами — становясь, например, техническими дизайнерами. Все они могут развиваться как узкие специалисты в своей сфере. Арт-дирекшн — не универсальная мечта, а только один из векторов роста для дизайнера.

Послесловие

Современный креативный бизнес завязан на визуальном сообщении. Нет бренда и айдентики — считай, нет компании. Поэтому сегодня востребованы брендинговые агентства, дизайн-студии, диджитал- и рекламные агентства. И каждой креативной команде нужен арт-директор — посредник между заказчиком, аудиторией и творческой командой.

Но не стоит думать, что работа арт-директора — типа свободного творчества, где каждый день разглядываешь красивые картинки и комментируешь их с позиции «нравится / не нравится». Арт-директорский труд — это ответственность и за команду, и за результат.

Источник: DEZA