Как брать вдохновение «из ниоткуда»

Стоковый иллюстратор Ольга Захарова поделилась в своем блоге несколькими приемами, которые помогают ей творить без остановки, а также постоянно черпать вдохновение “из ниоткуда”.


Прежде, чем ответить, расскажу короткую (хм, впрочем, не очень) предысторию :) Когда-то давно, когда я поступала на журфак, все абитуриенты должны были набрать пять публикаций в настоящих — то есть официально зарегистрированных — СМИ. Сделать это было нам, ученикам 10-11 классов, весьма непросто — поди найти издание, готовое не только принять совершенно ничего не умеющего подростка, но еще и позволить ему написать/снять что-то, что попадет в эфир (ну или в газету). Но мне повезло — как-то с экскурсией я попала к редактору «Московского Комсомольца». И редактор этот сказал: придумай пару тем, напиши пару заметок, что-нибудь опубликуем, не проблема.

Казалось бы — вот он, шанс! Не просто публикации, а публикации в издании, название которого принимающая комиссия хотя бы когда-то слышала (в отличе от какого-нибудь «вестника Митино»). Как вы думаете, написала ли я эти заметки? :) Конечно же нет. Но, господа, вы бы знали, сколько я о них думала! Я смотрела новости, пыталась выдумать инфоповод, сочиняла какие-то нелепые истории из серии «30 самых глупых открытий этого года», даже зачем-то придумала написать некролог Ельцину (который тогда был еще вполне жив и бодр). У меня была масса идей. Но ни одна из них не была реализована.

Потому что я ждала — догадайтесь, чего? — вдохновения. Вот, думала я, прилетит мое вдохновение на золотых крылышках, осыпет меня волшебной пылью, я это прям так сразу почувствую — и как сяду писать, и как напишу, и все будут говорить «какая же эта девочка молодец!». А пока вдохновения нет — зачем время тратить, ну все равно же ничего не получится. Или получится не так, как хочется.

Белая страница выйти не может

В том, что значение вдохновения в творчестве сильно преивеличено, я убедилась, когда пришла работать в ежедневную газету. Писать надо было каждый день, почти всегда материалы сдавались через минуты после окончания матчей, пришлось просто смириться с тем, что дедлайн надо соблюдать — и все тут. Как говорили в редакции — белая страница выйти не может.

Оказалось, главное — вызвать состояние потока. Ну то есть это я сейчас понимаю, что оно так называется, а тогда я просто отключалась от всех страхов, старалась не думать, что это кто-то будет читать (поверите или нет — все знакомые мне журналисты не очень любят видеть, как кто-то читает их заметки), концентрировалась на дедлайне — и вперед.

Поток — это состояние полной поглощенности действием. Каждый человек хотя бы раз испытывал это состояние — когда ты максимально сконцентрирован, эффективен, погружен в себя, но при этом четко понимаешь, что ты делаешь. Время бежит быстро-быстро, а внешний мир как будто отключается — перестаешь слышать разговаривающих пососедству коллег, например. Гораздо подробнее и круче об этом написано в книге Михая Чиксентмихайи «Поток».

Контролируемый поток

Написание текстов и рисование картинок очень схожи в том плане, что и для того, и для другого, как бы нужно вдохновение. Но на самом деле нужно состояние потока. Для меня вдохновение и поток — это не синонимы, потому что вдохновение, в моем понимании, это что-то эфемерное и присутствующее крайне редко, эдакий микс из правильного настроения, нужного количества энергии, выспанности, понимания своей цели и еще каких-то ингредиентов, название которым даже сложно подобрать. Это что-то, что случается редко, не по расписанию, и что не особо поддается контролю.

В то время как состояние потока — штука вполне контролируемая. Его можно вызвать по необходимости и использовать так долго, как нужно. Он не сильно связан с настроением (хотя, конечно, после хорошего сна и на свежую голову настроиться куда проще, чем после двухчасового сна на каком-нибудь диване). Он вообще почти ни с чем не связан, только с вашим желанием его создать )

Ставьте решаемые задачи

Мне кажется, лучший способ добиться состояния потока — это четко понять, зачем вам делать то, что вы собираетесь делать, и почему это нужно сделать именно сейчас. Взять на себя ответственность — в конце концов, рисовать картинки выбрали вы, значит вам это зачем-то надо, значит какая-то часть вас этого хочет.

Важное условие: выбранная задача должна быть для вас посильной. Она не должна быть слишком простой и скучной (иначе это не поток, а скорее работа на автомате), но при этом не должна быть фантастической. Оценивайте свои силы реально — как вы бы вряд ли стали планировать осилить марафон после первой пробежки в пять километров, так и не стоит пытаться нарисовать десять картинок в день, если пока у вас на одну уходит десять часов.

1000-aa00c8f8e01a9488096f7e90a9325249Нарисовать много птичек сразу — задача сложная. Если разбить ее на этапы — составить список птиц, найти референсы, отрисовать скетч по одной и только затем обрисовать в векторе, — будет гораздо проще.

Когда задача выбрана, нужно создать фон из тишины. Выключить музыку, телевизор, сериалы, соцсети, пуш-ап уведомления. Сосредоточиться на конкретном деле на конкретное время. Например, нарисовать скетч для одного сета картинок за три часа.

Когда вы научитесь ловить это состояние потока — будет проще. Можно будет и музыку фоном оставлять, и сериалы будут не критичны (просто когда вы в потоке, вы их не слышите :)).

Помыть посуду и полить цветы можно и потом :)

Вначале главное — удержаться от того, чтобы на что-нибудь отвлечься. Брать на себя ответственность (даже если речь идет об ответственности за рисование скетча за три часа) — это страшно. И мозг с непривычки точно попробует подкинуть несколько прекрасных идей — например, проверить почту. Ну или оплатить кварплату. Убрать ванну — а то там что-то давно никто смеситель не чистил. Сходить за продуктами. И да, полить растения. О, а еще надо позвонить, узнать, как дела у первой учительницы… Главное — не поддаваться.

Если ничего не рисуется — просто посидите в тишине, с подготовленными инструментами, не отвлекаясь ни на что другое. В девяти случаях из десяти после пяти минут такого сидения вы все-таки начнете что-то рисовать. А потом начнется тот самый поток, потому что начать — оно всегда самое страшное. Если вы честно не отвлекались, а чудес не происходит, возможно, задача выбрана-таки слишком гигантская, попрбуйте разделить ее на меньшие кусочки. Условно — не «выложить продукт на Криейтив Маркет», а «создать основное превью», а затем «написать описание» и так далее.

И, отвечая на вопрос в заголовке, — вдохновение нигде брать не надо. Позвольте ему парить где-то там и спускаться к вам по особым случаям, даря волшебные идеи и особое настроение. А для повседневной работы используйте состояние контролируемого потока. Жизнь станет проще, а нарисованных картинок будет больше :)

Источник: successfulstocker.ru
Фото на обложке: ShutterStock