Где учиться дизайну: в вузе или в онлайне

Дизайнеры из Charmer, Readymag, Intercom и Linii — о том, почему в их компаниях не смотрят на образование, когда принимают дизайнера на работу.

Александр Гладких — арт-директор и сооснователь Charmer Studio

Личный опыт

Я начал изучать дизайн самостоятельно: просто рассматривал картинки в интернете и анализировал. Затем учился у арт-директоров компаний, в которых работал. В целом 90% моего пути — это самообразование.

Лет восемь назад я пошёл в «Британку» (Британская высшая школа дизайна — vc.ru) за академическими знаниями по графическому дизайну. Параллельно изучал типографику по книгам Йозефа Мюллера-Брокманна, Роберта Брингхёрста, Владимира Лаптева — и вдруг понял, что это полезнее школы. В «Британке» учили тому, как работать в команде, защищать проект и обосновывать решения — это навыки, которые скорее необходимы арт-директору, а не дизайнеру. Сейчас я просто читаю профильные статьи, и мне этого хватает.

Лучших учителей я встречал на работе: Юра Алексеев из студии Nile рассказывал, как сам собирает макеты, а Александр Кудрявцев в BrandStudio делал наоборот — не объяснял, как правильно, а просто указывал на мои ошибки. Оба способа здорово мне помогли.

Как учиться самому

Начинающему дизайнеру нужно смотреть вокруг и анализировать увиденное. Надо не просто рассуждать в категориях «нравится — не нравится», а учиться объяснять свою позицию. Если приложить усилия, то развить вкус в правильном направлении можно за пару лет. А технические знания обычно приходят в процессе работы.

Для развития аналитических навыков рекомендую копировать чужие работы: внимательно рассмотрите и попробуйте нарисовать по памяти. При сравнении с оригиналом точно окажется, что какие-то детали упущены, и после надо понять причину: это просто невнимательность или осознанное решение, попытка улучшить работу?

Где учиться дизайну

В университете обычно проблемы с практикой: теоретические знания нужно закреплять сразу, выполняя задание по теме, но практика часто приходится на конец семестра. Так точно что-то забудется, и студенты допустят больше ошибок.

Университет нужен тем, кто планирует заниматься графическим дизайном — это сложная дисциплина, в которой полезны систематизированные знания. То же самое и с полиграфическим дизайном: в вузе студент узнаёт, как делать полноценный дизайн книг, например. Такому не научишься за короткий онлайн-курс.

Онлайн-обучение проходит короткими итерациями: получил знания, подтвердил их и перешёл на следующий уровень. Приблизительно так устроен наш курс «Сетки и проектирование сайтов» в Bang Bang Education: мы рассказываем студентам об истории инструмента, учим строить и считать сетку. Вся теория разбита на девять лекций, которые в среднем длятся по 15 минут, а практика состоит из нескольких этапов с обсуждением работ.

Обратная связь нужна студентам: мало просто выполнить задание — нужно разобрать ошибки и узнать, как сделать лучше в следующий раз. Нехватка обратной связи на некоторых платформах — большая проблема онлайна.

О хорошем дизайне

ezgif.com-webp-to-jpg (1)

Один из моих любимых объектов в плане дизайна — шахматы Баухауса, которым уже почти сто лет. Очень здорово, что форма визуализирует то, в каком направлении ходит фигура. Конь сделан в виде двух составных углов, а слон — в форме креста. Внешний вид объекта показывает его функцию. Такое решение и выглядит эффектнее, чем очередная бессмысленная игра с формой.

Стас Аки — продуктовый дизайнер в Readymag

Личный опыт

По образованию я социолог и окончил вуз просто из страха, что останусь без диплома. А сейчас даже не знаю, где он, — наверное, остался в родном городе. Но я доволен тем, что получил общее гуманитарное образование: вижу, что оно оказывает некоторое влияние на мою работу. Дизайну я учился сам, по книжкам и разным картинкам. Из книг, которые оказали большое влияние, назвал бы только «Типографику» Эмиля Рудера. Ещё в начале 2000-х годов из рук в руки передавались диски с музыкой, фильмами и картинками. Можно было увидеть большие коллекции фотографий, логотипов, обложек пластинок — это очень помогло.

Моим лучшим учителем был не дизайнер, а репетитор по литературе, у которого я занимался в последний год перед поступлением. В отличие от школьных преподавателей, он учил размышлять, а не повторять трактовку из учебника.

Уже взрослым я проходил парочку онлайн-курсов на Codecademy и Courserа. На Codecademy обучение построено на пошаговом руководстве к действию, а на Courserа мне запомнился курс о том, как писать эссе: преподаватели дают задания, которые учащиеся после их выполнения сами проверяют друг у друга, — мне очень понравился процесс. Я даже не знал этих людей, но мы проверяли работы друг друга и писали об ошибках — получался своеобразный краудсорсинг.

Как учиться самому

Техническая база важна для дизайнера, потому что бедность навыков будет сковывать в реализации замыслов. Если ты не можешь нарисовать какую-то форму, то как ты покажешь её людям?

Ещё важно постоянно совершенствовать английский: это одновременно и ключ к информации, и возможность общаться с людьми из других стран. И конечно, важно умение работать с людьми: половина успеха дизайнера заключается именно в умении разговаривать с коллегами и заказчиками.

Нельзя замыкаться на штудировании только дизайна. Есть дисциплины, которые мне не только интересны, но и оказывают влияние на ремесло, например кулинария и редактура текста. Умение готовить еду — искусство, очень похожее на дизайн, как и любой другой вид деятельности, который связан с созданием чего-то с нуля или из компонентов. Работа шеф-повара, кстати, очень похожа на работу арт-директора.

Редактура текста очень близка к дизайну: такая же коммуникация с человеком по другую сторону экрана или листа бумаги.

.

Из множества примеров приведу один: в тексте наречие должно усилить глагол. Но если глагол выбран правильно, то он хорошо передаёт действие сам по себе, не нуждаясь в наречии. В дизайне «наречия» — это все украшательства, которые можно убрать, если неотъемлемые элементы дизайна сделать достаточно выразительными.

Где учиться дизайну

В России диплом для дизайнера не важен: по корочкам давно никто не нанимает. В целом общая тенденция ведёт к тому, что профильное образование теряет значение во всём мире. Побеждает портфолио, и здесь действует принцип «чем меньше, тем лучше»: если дизайнер делает и типографику, и 3D, и иллюстрации, то со стороны может показаться, что он сам не знает, что из этого умеет делать хорошо. Понятно, что хочется показать всё, но чаще побеждает портфолио с работами в строго одном жанре и стиле.

Онлайн-курсы могут залатать дыры в нехватке знаний, и те курсы, что пользуются популярностью, как раз ориентированы на пробелы в навыках действующих специалистов. Минус в том, что на курсах нельзя погрузиться в беззаботную студенческую жизнь: беспечность, веселье, дружба и даже бедность — важные вещи для формирования личности.

О хорошем дизайне

Хороший дизайн не должен обманывать потребителя. Когда невкусная конфета завлекает красивой обёрткой, дизайнер оказывается заодно с коварным предпринимателем, который любой ценой хочет продать товар. Хороший дизайн должен быть дешёвым в производстве. Простой дизайн — классный, и не только потому, что хорошо воспринимается из-за отсутствия лишних элементов, но и потому, что его сделали быстро. А значит, успели в оставшееся время сделать что-то ещё и потратили меньше денег. Переделывать простой дизайн тоже проще — а переделывать приходится всегда.

Что касается примера хорошего дизайна, у меня есть кофта с большим нагрудным карманом. Когда сидишь, то не очень удобно держать телефон в джинсах — лучше убрать его в этот нагрудный карман. Карман настолько большой, что в него можно засунуть целую книгу или поставить стакан с пивом и в это время делать что-то освободившимися руками.

ezgif.com-webp-to-jpg (2)

Другой пример — интерфейс с автосохранением. Изначально все программы требовали от пользователя сохранения, а если они забывали это сделать, данные терялись. В современном софте (Final Cut Pro, Sketch, Figma, Readymag) кнопка Save исчезла, и каждое действие пользователя сохраняется в фоновом режиме без необходимости об этом вообще думать. Это здорово.

Костя Горский — Design Manager в компании Intercom (Дублин) и автор Telegram-канала Design & Productivity

Личный опыт

Как и большинство моих знакомых, я учился дизайну сам. Мы с одноклассником развлекались и сделали сайты для себя и нашей школы — а дальше пошло-поехало. Я читал всё подряд о дизайне и постепенно перешёл к логотипам, визиткам, а потом к более сложным интерфейсам. Получил первую фултайм-работу в интерфейсах в «Ситрониксе», а затем ушёл в «Яндекс».

Лучших учителей я встретил именно на работе. Один из них — Коля Яремко, мы бок о бок работали в «Яндексе». В то время я был дизайнером почты, а Коля занимался всем: он был немножко продакт-менеджер, немножко дизайнер, немножко разработчик и вообще побывал в разных ролях. Он научил меня, как ставить себе задачи, в каком порядке их выполнять, как обсуждать результат с людьми и правильно его презентовать. На всех уровнях это было в сто раз круче того, как я делал сам. И помогло намного лучше, чем помог бы любой преподаватель.

Если бы очень известный и интересный человек решил поделиться знаниями в своём курсе, я бы с удовольствием его посмотрел. Примерно так делает The MasterClass: у них Энни Лейбовиц учит фотографии, а Фрэнк Гери — архитектуре. Из курса Фрэнка Гери дизайнер может почерпнуть много полезного: эти дисциплины очень близки.

Как учиться самому

Копирование чужих работ — необязательная вещь, но оно помогает изучить любую работу под микроскопом, увидеть за дизайном систему, мысли и решения, попытаться про каждую деталь задать себе вопрос: «Почему она именно такая? Могла ли быть другой?» Если человек и не копируя может рассмотреть под микроскопом хорошую работу — это тоже считается.

С техническими вещами уже сейчас справляются алгоритмы. Например, недавно появился бесплатный сервис Remove.bg, который перемещает объект на фотографии на прозрачный фон. Раньше этому учили, и дизайнеры оттачивали скилл на сложных картинках, а сейчас проблема решается быстро и бесплатно.

Так что из-за технической базы не стоит особенно заморачиваться, но она нужна. Представим дизайнера, который всё понимает и правильно рассуждает, но не может выдать картинку сам — извините, это не дизайнер тогда, а непонятно что.

К сожалению, soft skills почти никто не обучает. На мой взгляд, это чуть ли не половина необходимых знаний. Сначала важно получить техническую базу, теорию и насмотренность, затем очень много практики, а после нужно дополнять свой багаж «гибкими навыками»: как планировать работу, как презентовать решение и так далее.

Начинающему дизайнеру лучше всего черпать знания из самой дисциплины и читать много книг по профессии. А когда покажется, что дизайнерские книги об одном и том же, — уходить в смежные дисциплины. Например, я читал автобиографию Майи Плисецкой и нашёл там огромное количество полезных мыслей.

Любая книга по любой теме может помочь: инженерия, психология, архитектура, история, социологические и культурологические вещи. Очень полезны книжки по бизнесу, потому что дизайн — это коммерческая профессия. Ты решаешь задачи того, кто платит тебе деньги, поэтому бизнес нужно понимать.

Где учиться дизайну

В Intercom мы не смотрим на образование вообще, не спрашиваем ничего про это, не читаем эту строчку в резюме. В нашей компании есть люди без высшего образования, есть они и в «Яндексе». Классическое высшее образование, наверное, необходимо в медицине или науке. Но я не понимаю, нужно ли оно в прикладных вещах. Разве что в некоторых странах для получения рабочей визы нужна корочка — это единственный плюс диплома, который приходит мне в голову.

Диплом дизайнеру не нужен.

.

В университетах очень много странных для 21 века вещей. Как там до сих пор проходят экзамены: студенту нужно что-то запомнить, а потом пересказать без подглядывания. Но сегодня уже не надо ничего помнить: ответ на любой вопрос лежит в кармане. Хуже всего, что в университетах готовят солдат-одиночек. И выпускники не умеют договариваться, обсуждать и спорить.

Онлайн больше подходит для обучения дизайну, чем вуз. Можно слушать лекции, когда и где тебе удобно, смотреть раз за разом, пока не вникнешь. Курсы обычно ведут практики, которые знают, что актуально в профессии, и поэтому могут часто обновлять программу, в отличие от университетской, где всё связано с министерскими требованиями.

С другой стороны, теряется важная для дизайнерского образования часть — взаимодействие с другими студентами. А работы других учеников зачастую полезнее, чем отзыв учителя. Полезно увидеть интересные ходы или ошибки других: это здорово учит. Индивидуальное имеет смысл, когда ты перерос средний уровень, а постигать азы лучше в группе.

Для устройства на работу важно портфолио с небольшим количеством сильных работ. Если я за 40 секунд не понимаю, есть ли в нём что-то интересное, то не буду разбираться. Отделаться внешним слоем не получится — нужны интересные идеи.

Очень просто сделать портфолио, где всё будет стандартно, как в сотнях тысячах примеров на Dribbble. Если говорить о продуктовом дизайне, то здесь важен процесс: как тестировали решение, понравилось ли оно людям, какие были следующие итерации. И на сайте любой студии можно посмотреть процесс во всех деталях — это же интересно в портфолио соискателя.

О хорошем дизайне

Дитер Рамс сформулировал десять принципов хорошего дизайна, и они не то чтобы устарели. Именно к ним я отошлю читателя за ответом на вопрос, что такое хороший дизайн.

Десять принципов хорошего дизайна Дитера Рамса:

1. Хороший дизайн — инновационный.

2. Хороший дизайн делает продукт полезным.

3. Хороший дизайн — эстетичен.

4. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным.

5. Хороший дизайн — ненавязчив.

6. Хороший дизайн — честен.

7. Хороший дизайн — долговечен.

8. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей.

9. Хороший дизайн гармонирует с окружающей средой и экологичен.

10. Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна.

.

Это, наверное, банально, но я пытаюсь смотреть на дизайн с позиции того, какую задачу он решает, и в этом смысле не отличаюсь от остальных дизайнеров. Я стараюсь понять, для чего он сделан, какие должен рождать чувства и эмоции у людей, которые им пользуются. И если он достигает своих целей — прекрасно, хороший дизайн. Если нет, то он не совсем удачный.

Есть байка, что заказчики о чём угодно говорят: «Сделайте мне как айфон». Это очевидный пример предмета с хорошим дизайном. Но если у человека есть только один любимый фильм, то, скорее всего, он ничего не понимает в фильмах. То же самое и с дизайном: есть сотни крутых предметов, и если я назову один, то как же остальные?

Михаил Губергриц — основатель дизайн-студии Linii

ezgif.com-webp-to-jpg (3)

Личный опыт

В школе я решил стать автомобильным дизайнером и поступил в МАДИ: как мне казалось, там должны преподавать хоть что-то, связанное с автомобилями. Но в какой-то момент я понял, что автомобильного дизайна в нашей стране нет и, возможно, не будет. Тогда меня потянуло в сторону разработки логотипов и фирменных стилей.

Когда я стал этим заниматься, то осознал, что мне не хватает практических навыков, — и пошёл учиться на графического дизайнера в Высшую академическую школу к Эркену Кагарову. Я считаю его своим сэнсэем: учитель не только дизайна, но и жизни. В сумме я потратил на высшее образование семь лет.

Второй важный преподаватель — Эдвин Шминдхейне, креативный директор московского отделения агентства Interbrand. Он очень сильно прокачал меня в плане брендинга и отношения к профессии и показал, что креатив — это не что-то оголтелое и оторванное от реальности, а творчество — это работа, дисциплина и профессиональное отношение.

ezgif.com-webp-to-jpg (4)

Как учиться самому

Обязательно нужно изучать историю искусств, стилей и историю в принципе: дизайнер должен понимать принципы взаимодействия окружающих вещей, — скажем, как шрифты и стили связаны с эпохой.

Нельзя зацикливаться на дизайне в чистом виде, расти в профессии помогают и другие вещи. Например, я занимаюсь ещё и музыкой и считаю, что она может многому научить. Основные принципы этих дисциплин схожи, и понимание того, как ритм или смена ритма воздействуют на слушателя, может помочь дизайнеру в работе. Кроме этого, я стараюсь изучать бизнес, читаю соответствующую литературу и истории людей, которые чего-то добились. Это учит лучше понимать цели и проблемы бизнеса.

Все увлечения по-своему развивают специалиста, поэтому стоит уделить внимание своим интересам. Принцип 80/20 тут тоже работает: 80% усилий — на основную функцию, оставшиеся 20% — на всякие специи. Я вот не умею рисовать, но всегда выкручивался за счёт головы и креатива. И никто не замечал этого недостатка. Голова важнее, чем просто умелые руки. В противном случае получится только верстальщик или технический дизайнер, который вносит правки в макеты и готовит изображения к печати. А это менее привлекательно по деньгам, должности и навыкам.

Где учиться дизайну

В МАДИ меня многому научил предмет «База данных и база знаний». Казалось бы, где дизайн, а где базы данных? Но умение систематизировать потоки информации, раскладывать всё по полочкам и находить логику в любых процессах очень сильно мне помогло.

Дизайнер — новая профессия, и все мы приходим в неё с разными знаниями и навыками, отправная точка не очень важна. Поэтому я не возьму человека просто за строку в резюме о том, что он окончил какой-то определённый институт. И сами резюме почти не смотрю — важно портфолио.

Для меня действует принцип «ты хорош ровно настолько, насколько хороша твоя последняя работа».

.

Портфолио должно соответствовать месту, в котором хочется работать. Для дизайн-студии важны одни навыки, а для рекламного агентства — другие. Каждая студия ищет сотрудников в своей стилистике. И я советую собирать портфолио под конкретную задачу: это в разы увеличит ваши шансы. Мы сознательно не принимаем концепты — нам нужны реализованные кейсы, то есть доказательство того, что дизайнер способен пройти путь от брифа до реализации.

В университетах я вижу далёких от профессии людей, которые читают те же лекции, что и двадцать лет назад. Недавно я переделывал свой курс в Bang Bang Education, потому что шесть лет читал его в Академии коммуникаций. Программа немного менялась каждый раз, но пришла пора полностью её переписать: брендинг развивается так стремительно, что вся информация и примеры сильно устарели.

Большое преимущество онлайн-образования заключается в возможности разговаривать с регионами и даже с другими странами. На моём курсе в Bang Bang Education были студенты из Казахстана и Египта, с Дальнего Востока. Люди учатся в комфортном формате и смотрят лекции, когда им удобно. Единственное, мне довольно тяжело рассказывать что-то на камеру: по живым лицам можно быстро понять, держу ли я интерес аудитории, а тут лиц нет.

Я не верю, что можно дистанционно освоить рисунок, живопись или скульптуру. Здесь нужен преподаватель, который вовремя поправит и даст совет. Но научиться дизайну на курсах можно, хоть это и непросто. В онлайне я трачу больше времени на объяснения: при личной встрече можно что-то на листочке нарисовать, а здесь приходится долго описывать словами.

О хорошем дизайне

Для меня дизайн — инструмент решения бизнес-задач. Я не оцениваю его с точки зрения красоты и в первую очередь всегда пытаюсь понять, какую задачу ставили перед дизайнером и как он её решил.

Нельзя решать задачи Петербургского экономического форума тем же путём, что и задачу Пикника «Афиши». Где-то надо разговаривать сдержанно, а где-то можно позволить себе фамильярность. Дизайн — это язык, который может показать, кому подходит бренд: серьёзным дядечкам или молодым парням. В студии Linii мы больше любим слово «коммуникация», а не «дизайн». Коммуникация — это и дизайн, и картинка, и слова. Бренды через нас общаются со своей аудиторией. И хороший дизайн — тот, который выстраивает понятную коммуникацию.

ezgif.com-webp-to-jpg (5)

Например, для ребрендинга «Кофе Хауза» мы придумали слоган «Есть. Пить. Успевать». Так мы подчеркнули, что заведение подходит тем, кто живёт в ритме мегаполиса и хочет перекусить в перерыве между делами. Именно правильная коммуникация, чёткий фокус и идея, близкая и понятная людям, помогли бренду вернуть интерес аудитории, а интересный и яркий дизайн способствовал этому.

Источник: vc.ru