- Дизайн
- 3 мин на чтение
- 7610
9 лекциий о современном искусстве
Лекции о современном искусстве, книжной графике, дизайне и самиздате с Зимнего книжного фестиваля, прошедшего в Казани в декабре 2015 года.
Зимний книжный фестиваль проходил в Казани 12—13 декабря 2015 года.
С лекциями выступили известные российские искусствоведы, дизайнеры, художники и книгоиздатели.
Лиза Плавинская. Лекция «Тяжесть и нежность советской книжной графики»
Как рождался стиль и замысел иллюстраций великих советских книжных художников? Какое отношение к книжной иллюстрации имеют иконы, комиксы, английский чай и абстракционизм?
Дмитрий Мордвинцев. Лекция «Архитектура книги и дизайн книги»
Современный дизайн книги связан с комплексом технологических, маркетинговых, экономических и стилистических вопросов, которые можно задать как при проектировании архитектурного объекта, так и при проектировании книги. В рамках своего выступления руководитель студии «ABCdesign» рассмотрит в разных аспектах общие для книги и архитектуры аспекты: пространство и объем, ритм и стилистические проявления, значение классики, утилитарный ширпотреб в архитектуре и книжном дизайне, коммуникация во времени, а также значение материалов и технологий.
Презентация книги «Искусство с 1900 года». Михаил Котомин, Екатерина Иноземцева
Новаторская по содержанию и форме, книга «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм» уже признана вехой в истории искусства. Сто двадцать две главы, выстроенные хронологически, год за годом обозревают ключевые события в искусстве — будь то создание выдающегося произведения, публикация важного текста или открытие значительной выставки, — образуя не одну, а множество историй искусства в период с 1900 года до наших дней. Углубленному анализу подвергнуты все поворотные моменты и прорывы модернизма и постмодернизма, а также шедшие им наперекор антимодернистские реакции.
Анна Котомина. Лекция «История любительских медиа в СССР/России»
В лекции представлен обзор истории возникновения различных форм «любительских медиа» — от нелегальной литературы, радиолюбительства, фабричных стенгазет и самиздата до видеоблогов и Пиратского телевидения. Разнообразные формы «любительства» в сфере медиа создали прецеденты, помогающие пересмотреть официальные «истории» разных типов медиа, созданных изнутри индустрий. Подвижность границы между любительством и профессионализмом, гибкость запретов и жесткость негласных правил придавала деятельности в области медиалюбительства небывалый драматизм. Политические амбиции, активизм разного рода, карьерные соображения, потребность в самовыражении и художественный радикализм питали энергией любительские медиа во все времена. Ретроспективный взгляд на любительские медиа позволяет поставить вопрос о специфике взаимодействия общества и государства в «сфере публичного» в нашей стране.
Елена Петровская. Лекция «Что остается от искусства»
В выступлении рассматривается тенденция развития современного искусства, связанная с акционизмом, или искусством действия. Вводится различие между действием как признаком самой жизни, вторжением как способом динамизации социальных отношений и поступком как критерием современного социального искусства. Развивается идея о связи искусства действия с кризисом представления – современное искусство все более индифферентно к своей зрелищной и/или экспозиционной составляющей. В этом смысле оно становится проводником самих социальных сдвигов, у которых нет и не может быть автора.
Эдуард Кубенский. Лекция «Город между строк»
Круглые даты всегда служат точкой отсчета — для шага вперед или назад. Так и со столетием русского авангарда: подведение, проговаривание, вынесение своеобразных итогов можно считать вполне закономерным и предсказуемым исходом. Будучи абсолютно парадоксальным и несистемным явлением, авангард не производил готовых формул и не навязывал конкретных установок. Его суть была заключена в ином: в жестах постоянной провокации и подталкивания к поиску нового опыта. Конструктивизм, будучи авангардистским методом в искусстве первой трети XX века, смог утвердить себя в качестве удивительного долгожителя, чьи принципы, воплотившиеся в облике сотен архитектурных объектов, по-прежнему определяют общий характер восприятия многих городов постсоветской России.
Ильшат Гимадеев. Лекция «Татарский шамаиль. Традиции и современность»
Татарский шамаиль — самобытный жанр изобразительного искусства мусульман России. Он содержит в себе как зрительный образ, так и сакральный текст, оказываясь одновременно художественным произведением, религиозным поучением и литературным памятником. Шамаиль фактически является энциклопедией татарской культуры конца XIX — начала XX века. Российский образованный мусульманин того времени был способен понять эту сложную систему текстов и образов. Сегодня для ее расшифровки требуются усилия целого ряда специалистов — востоковедов, исламоведов, искусствоведов.
Круглый стол «Как издание книг становится хобби или делом всей жизни. Small press в России»
Участники кругло стола — создатели small press издательств России рассказывают о своих проектах, о том, какие малые издательства сегодня существуют в России, в чем их особенность и как они выстраивают диалог с современным читателем.
Artist talk: Ирина Корина
Российская художница, лауреат российской ежегодной профессиональной премии в области современного искусства «Соратник» и государственной премии в области современного искусства «Инновация» рассказывает о своем творчестве, художественных практиках и источниках вдохновения.
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>