- Статьи
- 26 мин на чтение
- 20761
Как дизайнеру найти работу на Западе. Подробный разбор
Я продуктовый дизайнер. За последние 2 месяца я прошел 70 собеседований с разными западными компаниями и получил несколько весомых предложений о работе. В этой статье я расскажу, как проходил этот процесс и дам рекомендации относительно того, как дойти до оффера совершив минимум ошибок.
15 лет я жил в Москве и занимался дизайном экранных продуктов. Мне довелось работать в самой известной дизайн-студии и IT-компании России, участвовать в нескольких стартапах в качестве дизайнера и сооснователя, руководить небольшими командами и нанимать людей. Дела шли неплохо, но всегда было ощущение, что наступит время ехать на Запад. Когда-нибудь, не сейчас.
В феврале 2022 время наступило. Я собрал чемодан, купил билет до Еревана и уже на следующий день сидя в гостинице продумывал стратегию поиска работы и переезда. В Америку, или Британию, или Европу. Куда-нибудь, где есть законы и нужны дизайнеры.
Денег у меня было всего на несколько месяцев, поэтому действовать нужно было быстро и безошибочно. Хоть в Армении и тепло, жить в палатке в мои планы не входило. Имелась только одна трудность: мне было нечего показать потенциальным работодателям. Моим единственным активом было старенькое, наспех сделанное портфолио. Оно вызывало жжение в глазах и посылать его кому-либо было негуманно.
Подготовка
Как выяснилось в процессе, методика найма дизайнеров в западных компаниях отличается от отечественных. В сторону формализации и удлинения. Если у нас предложение о работе можно получить после одного-двух интервью и тестового задания, то на западе необходимо пройти через целую батарею интервью и упражнений, каждое из которых проверяет кандидата с новой стороны и часто требует предварительной подготовки.
Подготовить мне пришлось следующее:
- Новое портфолио
Я добавил свежие работы, перевел все на английский и сверстал сайт с нуля, так как не нашел шаблона отражающего всю глубину моего внутреннего мира. - Презентация кейсов
Слайды в Фигме иллюстрирующие весь процесс работы над двумя свежими проектами. Две версии: короткая и длинная. - Резюме
Одностраничный PDF с кратким описанием опыта работы и контактными данными. - Профиль на Линкдине
По содержанию идентично резюме, только чуть больше контекста обо мне. - Рассказ о себе
Кто такой, чем занимался, каких успехов добился. Основные пункты из резюме с чуть большим количеством деталей. Две версии: короткая и длинная. - Ответы на типичные вопросы
На интервью во всех компаниях задают идентичные вопросы. Отвечать на них быстро и внятно без подготовки оказалось сложнее, чем я думал, поэтому я отрабатывал их сам с собой.
Рассылка заявок
Спустя почти месяц подготовки я приступил к поиску вакансий и рассылке заявок. Начал с известных американских компаний: DoorDash, Stripe, Lyft… Потому что Силиконовая долина, Мекка стартапов, кузница идей и все такое прочее. Всего я отправил 55 заявок, и получил… ноль приглашений на интервью. Спустя неделю стало ясно, что Дядя Сэм не очень меня ждет. Тогда еще не было понятно почему.
Вынырнув из депрессии я стал отзываться на все свежие вакансии крупных или быстрорастущих компаний из Европы и Британии. Настроив себе фильтр вакансий в Линкдине, я три раза в день просматривал все свежее и подавал заявки. Дело пошло гораздо бодрее – через пару дней начали приходить предложения пообщаться. А спустя еще неделю я в них утонул.
Неудачи с американцами сильно подкосили мою уверенность, поэтому последующие заявки я рассылал густо и не отказывал никому из ответивших. В течение месяца почти каждый день у меня было 4-6 звонков, на каждом из которых мне нужно было прыгать через разные кольца и усиленно продавать себя. Постепенно у меня начала вырабатываться апатия к этом процессу и я стал отказываться от звонков с компаниями, где не очень хотел работать. С остальными, как правило, я проходил от 2 до 6 отборочных раундов.
Этапы отбора
Усредненный путь от заявки к предложению о работе выглядел так:
- Через 2-7 дней после заявки рекрутер присылает письмо и предлагает созвониться.
- На звонке он задает общие вопросы и проверяет, что я умею связывать слова в предложения и что-то знаю об их компании.
- Рекрутер организует звонок с нанимающим менеджером, которому нужно презентовать свои проекты и элегантно ответить на все вопросы.
- Затем идет звонок, на котором нужно выполнить дизайн-упражнение с одним из дизайнеров компании. Иногда вместо упражнений нужно выполнить домашнее задание и потом презентовать его на звонке.
- Затем назначаются звонки с ключевыми членами команды. Это может быть менеджер продукта, другие дизайнеры, разработчики, аналитики.
- На последнем этапе нужно созвониться с кем-то из руководства компании: директором по дизайну, директором по продукту, директором по всему сущему.
- После этого следует оффер и его обсуждение, если есть настроение торговаться.
Воронка
Всего я написал 160 компаниям.
40% не ответили ничего.
40% ответили отказом.
15% проявили интерес.
70 звонков проведено.
4 оффера получено.
Еще 3 оффера вероятно было бы получено, если бы я не остановил процесс.
Итоговая конверсия из заявок в офферы – 4%.
От первого интервью до принятия оффера прошло 7 недель. С подготовкой – 11 недель. С самой быстрой компанией я прошел все этапы за месяц. С самой медленной – неизвестно, так как у меня не было времени ждать, но больше двух месяцев точно.
Отказы были на все этапах, кроме тестовых заданий и упражнений. Чаще всего процесс обрывался после интервью с дизайн-лидом и другими дизайнерами из команды. Причины с их стороны – абсолютно разные. Самая частая причина отказа с моей стороны – слабая компенсация.
Первичные отказы на заявки были шаблонными сообщениями из серии “кандидаты дрались как львы и победил самый львиный лев, но к несчастью это не вы”. Отказы на более поздних этапах иногда содержали обратную связь: нам не хватило X, Y, Z. К сожалению, иногда она противоречила происходившему на звонке, но давала хоть какое-то представление об ощущениях на том конце провода.
Национальный вопрос
Так вышло, что я – русский. Да еще и гражданин России. Перед началом поисков у меня были серьезные опасения по этому поводу. Я видел как компании уходят из страны, слышал как людям замораживают аккаунты и в целом враждебно относятся в условной загранице.
К счастью, за эти месяцы я не встретил никакого негатива в свой адрес. В том числе от собеседующих из Украины и других стран Восточной Европы имеющих минимум поводов любить россиян. Однако анализируя отказы на серьезных стадиях, сложно было не заметить диспропорционально высокое количество компаний, в которых собеседующие и часть сотрудников были из этих самых локаций.
Поэтому со временем, перед тем как отозваться на вакансию, я проверял на Линкдине, уроженцами каких стран наполнен штат компании. В те компании, где я подозревал нежелательность своего присутствия, я не писал.
Компенсация
Зарплата всех вариантов с переездом была идентичной. В Европе: 80–90,000€ в год. В Британии: 90–120,000€ в год. Большинство компаний предлагали дополнительный бюджет на релокацию в размере около 5% от суммы зарплаты. Некоторые предоставляли скромные опционы на свои акции. Классическими вкусными печеньками, к счастью, никто не заманивал. Вместо них были местные аналоги примерно той же степени притягательности.
В случае с удаленной работой я встретился с двумя подходами: одни компании платят удаленщикам по всему миру столько же, сколько работающим в офисе; другие корректируют сумму на уровень жизни в стране/городе кандидата. Во втором случае сумма может быть, например, вдвое меньше. Опционов, страховки, пенсии и других атрибутов честного офисного трудяги иностранным удаленщикам тоже, кажется, не предлагают.
Переезд
Большинство компаний предлагали помощь с переездом в их страну. Полностью я эту помощь ощутить не успел, однако понял, что ее объем сильно преувеличен. Никто не мог записаться за меня в посольство, сдать за жену экзамен по немецкому, поставить апостиль на свидетельство о браке, найти квартиру на новом месте, и так далее. Помощь скорее информационная. Хотя некоторые компании, я слышал, помогают с перевозкой вещей и временным жильем. Плюс, в некоторых странах компании спонсируют рабочие визы, но с этим я не столкнулся.
Процесс оформления документов для переезда занимает уйму времени. Если компания сделала оффер, обычно она это понимает и готова ждать от нескольких месяцев до полугода. С большинством можно сразу начать работать удаленно по отдельному контракту.
Итог
Компании сделавшие мне оффер были средне-крупными европейскими стартапами. Миллиардные оценки, многократный ежегодный рост и все прочие атрибуты айтишного успеха. Но получилось так, что я остановился на самой маленькой из этих компании. И переезжать в Европу не стал, остался в Ереване.
В процессе поиска мое понимание процесса и приоритеты сильно изменились. Во-первых, потому что начал я практически вслепую – не было времени как следует исследовать предметную область. Во-вторых, мое представление о том, что я должен продемонстрировать, сильно отличалось от того, что хотели реальные люди в реальных компаниях. В итоге я сделал много ошибок стоивших мне времени, нервов и возможностей.
И чтобы хоть кто-то извлек из всего этого пользу, дальше я подробно разберу основные этапы, особенности и ошибки поиска работы за рубежом.
Минимальные требования
Чтобы претендовать на позицию UX/UI/продуктового дизайнера в хорошей западной компании нужны:
1. Реальный продуктовый опыт
Подавляющее большинство вакансий рассчитано на дизайнеров с хорошим продуктовым послужным списком: нужно прийти и сразу решать задачи бизнеса. Я знаю случаи, когда в продуктовые команды нанимали фрилансеров и дизайнеров из студий, но для этого нужно впечатляющее портфолио и умение продать себя. Начинающим дизайнерам придется сделать что-то из ряда вон выходящее, чтобы получить достойную позицию и тем более переехать за счет компании.
2. Уверенный английский
Дизайнеры общаются с пользователями, коллегами, пишут тексты для макетов, убеждают и доказывают. Нанимающие это знают и расценивают владение языком как минимально необходимый навык. Уверенное владение – это когда вы можете без критических проблем говорить о своей работе в течение часа и ответить на любой вопрос. Проверяется разговором с собеседником хорошо знающим английский. Хотя на первом интервью вы и так все поймете. За 70 интервью, которые у меня были, я ни разу не говорил с человеком, у которого были бы проблемы на этом фронте.
3. Портфолио, которое не хочется закрыть с первой секунды
Помимо того, что я прошел кучу собеседований как кандидат, мне довелось нанимать дизайнеров и просмотреть тонны заявок. Большинство людей присылает что-то странное: проекты в Фигме, ссылки на Гугл Драйв, Ноушн, Дриббл, PDF-файлы. Это не работает. Человек просматривающий вашу заявку видел сегодня уже 148 других заявок, и вчера еще 256 – желание ковыряться в вашей Фигме у него чуть ниже нуля. Сделайте для него удобный и красивый сайт. Вы же дизайнер.
На сайте нужно разместить либо детальные разборы сделанных проектов, либо красивые картинки сделанных проектов с кратким описанием вашего вклада и результатов. Разборы читать никто не будет, конечно, но без них есть вероятность, что рекрутер подумает, что вы умеете делать только визуальную часть. Выбор за вами. Для ориентира можно посмотреть сайты дизайнеров из ваших компаний мечты, их можно найти на Линкдине.
Отдельной строкой: все должно быть переведено на английский. Особенно это касается макетов. Иначе ոչ ոք ոչինչ չի հասկանա.
Страны и визы
Наличие разрешения на работу в стране – важнейший фактор отбора. Если у вас его нет, стоит заранее выяснить, насколько реально его получить. Это сэкономит вам много сил и сбережет психическое здоровье.
Я рассматривал три направления: США, Британию и Европу.
США
Попасть в страну крайне сложно. Существует три основных визы для работы:
- H1-B – рабочая виза, которую можно сделать только при участии работодателя. Процесс называется visa sponsorship. Есть ограниченное количество виз, которое можно выдавать ежегодно и неограниченное количество желающих визу получить. Поэтому каждый год в начале апреля их разыгрывают между заявителями. Шанс выиграть не очень большой: многие люди выигрывают только на 3-4 год, многие вообще не выигрывают.
- L1 – виза для перевода ценных сотрудников между подразделениями компании в разных странах. Ее делает работодатель, минимум через год работы, например, в британском офисе компании. Куда тоже нужно как-то попасть.
- O1 – виза для людей с выдающимися способностями. Эту визу вы делаете сами, у нее нет жесткой привязки к работодателю. Для получения нужно подать толстую пачку документов подтверждающих, что вы знатный представитель вашей профессии: являетесь членом профессиональных ассоциаций, публикуетесь в известных изданиях, выступаете членом жюри в конкурсах, итд. Процесс подготовки и получения визы может занять год и более.
Мой процент откликов из американских компаний был нулевым как раз из-за отсутствия визы и идеально неудачного времени подачи заявок – середины апреля. То есть ровно после окончания единственного в году розыгрыша рабочих виз.
Британия
Попасть в страну сложно, но можно. Варианты такие:
- Skilled Worker Visa – рабочая виза, для которой нужно visa sponsorship от работодателя. Квот, как в случае с H1-B, нет. Однако, по моим ощущениям процесс спонсирования такой визы для работодателя не очень прост, потому что он всегда всплывал в разговорах с рекрутерами как значимый фактор.
- Global Talent Visa – виза для людей с выдающимися способностями. Аналог американской O1. Требования и сложность оформления идентичные.
Мой процент откликов от британских компаний – 6%. От международных компаний, у которых были вакансии в британском офисе – 16%. Во втором случае предполагалось, что итоговое предложение может быть в другую страну.
Европа
Главное гнездовье айтишников в Европе – это Германия. Про визы в нее я и узнавал, в основном:
- Blue Card – общеевропейская рабочая виза. Сделать ее можно самостоятельно. Для получения нужно иметь контракт на работу по специальности, на которую у вас есть диплом ВУЗа признаваемый в Германии. Если вы подходите под все условия, получается она без особых проблем. Главное препятствие – огромная очередь на подачу документов в консульстве.
- Рабочая виза – в Германии ее можно получить подтвердив минимум трехлетний опыт работы в IT. По другим специальностям тоже есть варианты получения. Эта виза также делается самостоятельно и без особых проблем.
- Во многих европейских странах есть визы для фрилансеров. В Германии, например, для получения такой визы нужны контракты с немецкими компаниями. Что, кажется, не имеет особой разницы с оформлением рабочих виз. По другим странам нужно выяснять отдельно.
Мой процент откликов от европейских компаний – 47%. Все офферы были тоже от них.
Виза была однозначно самым значимым фактором успеха в моих поисках. Также она была самым неприятным и долгим этапом. Оценивайте свои шансы на получение визы здраво. Если вам не принципиально куда ехать, делайте упор на компании из стран с адекватными визовыми условиями. Если принципиально, изучайте вопрос и готовьтесь к получению документов заранее.
Если вы точно знаете страну, в которую поедете, стоит в самом начале поисков записаться на подачу документов в консульство. Это может сэкономить вам несколько месяцев ожиданий. Для записи не нужно иметь на руках никаких документов.
Скажу очевидное, но перед тем как выбирать страну, выясните соотношение уровня зарплат и стоимости жизни. Вы можете удивиться, как немного денег у вас будет оставаться и как мало вы сможете на них купить. К примеру, у среднего лондонского работяги с большой по нашим меркам зарплатой в 100,000$ в год, после уплаты налогов и всех счетов может оставаться в кармане всего 15,000$. Тогда как жилье в Лондоне стоит в среднем 850,000$. Это 57 лет работы.
Также стоит выяснить условия получения постоянного вида на жительство и гражданства. В разных странах и по разным визам они могут сильно отличаться.
Ну и последнее – это язык. Не думайте, что где-нибудь в Германии или Португалии можно нормально жить зная только английский. Если вы не хотите навечно остаться гражданином второго сорта, застрявшим в загончике с русскими друзьями, русскими магазинами, русскими юристами и прочими атрибутами эмигрантского существования, вам придется учить местный язык. Кроме того, его нередко требуют сдавать при подаче на вид на жительство.
Удаленная работа
Помимо классических вариантов с переездом, в последние годы появляется все больше удаленных вакансий. Большинство из них привязаны к определенному региону: можно работать только из США, Германии, Европы, итд. Отзываться на такие вакансии если вы не в этих локациях, особого смысла нет, по моему опыту.
Неограниченных по региону вакансий меньше. Часто это компании из маленьких стран (Прибалтика, Греция, Бельгия) или компании как-то связанные с удаленной работой. Работать в них можно либо по контракту на оказание услуг, либо по трудовому контракту заключенному через посредников (Deel, Remote).
Главный плюс такой работы в том, что можно жить в недорогой стране и платить низкие налоги. При этом иметь больше свободы. Популярные локации для жизни: страны бывшего СССР, Португалия, Чехия.
Минусы, в общем-то, являются обратной стороной плюсов: нужно самому разбираться с легальными аспектами работы, заниматься переездом, да и вообще все делать самостоятельно. Ну и все связанное с социальной безопасностью тоже обстоит похуже: вас легче уволить, нет пенсии, медицинской страховки, опционов, итд. Хотя зависит от компании и степени ее заинтересованности в ваших талантах.
Поиск вакансий и отправка заявок
Большинство приличных компаний публикуют свои вакансии на Линкдине. Немало хороших вариантов появляется на Otta. Если целитесь в конкретную страну, почти везде есть свой популярный сайт с вакансиями. Например, в Германии это Xing.
Для удаленных вакансий есть куча специальных досок: Remoteok, Himalayas, Weworkremotely…
Срок годности вакансии примерно 1-3 дня с момента публикации. Дальше приходит слишком много заявок и их перестают смотреть. В известные компании, вроде Гугла, Эппла и Амазона срок может быть 1-3 часа. Я видел вакансии, по которым количество заявок за первый час было больше 200 (это видно на Линкдине).
Если метите в известные крупные компании:
- Не оставляйте их на потом – процесс найма в них самый долгий.
- Убедитесь, что ваше резюме правильно читается системами отслеживания кандидатов (ATS). Первый этап отбора во многих корпорациях делает робот. Если ему что-то не понравится, ваша заявка полетит в помойку, и ни один человек в компании ее не увидит.
- Постарайтесь найти сотрудника компании, который порекомендует вас рекрутеру. Это радикально увеличит ваши шансы быть замеченным. В идеале рекомендующий должен быть человеком вашей специальности, с которым вы вместе работали. Для рекомендации ему понадобится ссылка на ваше портфолио, резюме/Линкдин и ссылка на желаемую вакансию. Подавать заявку через сайт в этом случае не нужно.
Компании, которые просят указать в заявке текущую или ожидаемую зарплату, обычно платят ниже рынка. Укажите честную цифру, чтобы они поняли, есть ли смысл начинать процесс. Или проходите мимо.
Не будьте умником давая ответы на дополнительные вопросы в заявке и составляя сопроводительное письмо. Там может быть юмор, но в основном нанимающий хочет получить осмысленный ответ.
В случае с большими компаниями имеет смысл отзываться на несколько разных вакансий с перерывом минимум в несколько дней. За них часто отвечают разные рекрутеры. В средних и маленьких компаниях этого делать не нужно – скорее всего, по вашему профилю работает один рекрутер.
Большинство компаний отвечает в пределах 3-4 дней. Дальше вероятность ответа сильно снижается. Самый долгий положительный ответ у меня был через 3 недели. Долгие ответы на первых этапах – неплохие индикаторы беспорядка в компании (в мелких и средних) или бюрократии (в крупных). Иногда – всего вместе. Долгие ответы на поздних этапах также могут значить вялый интерес к вашей кандидатуре – компания говорит с другими кандидатами, чтобы найти кого-то более подходящего.
Как подходить к интервью
Если вы понравились какой-то компании, вас ждет много этапов интервью с членами команды.
Первое интервью будет с рекрутером. Если вы успешно его прошли и вам назначили следующее, значит у вас есть достаточный профессиональный уровень для работы в этой команде. В смысле опыта, профиля, уровня работ. Дальше вся процедура найма будет практически полностью завязана на презентацию портфолио и разговоры о вашем процессе работы. Как вы исследуете проблемы, вовлекаете других членов команды, итерируете и все такое прочее. Результаты работы проходят по касательной.
Главный фактор успеха – умение рассказывать истории: о себе, проектах, технологических процессах, ситуациях из практики, принципах, итд. Это очень важно понимать: большинство нанимающих судят не по тому, насколько хорошо вы можете делать дизайн, а по тому, насколько хорошо вы можете рассказать и показать как вы делаете дизайн.
Этот навык совершенно не связан с работой дизайнера, его нужно тренировать отдельно. Как в спорте: N повторений рассказа о себе, N повторений рассказа о проектах, N повторений ответа на вопрос как вы взаимодействуете с менеджерами, итд. Пока не станет хорошо. Благо темы и вопросы в большинстве компаний одни и те же. Тренироваться лучше с живым партнером, желательно с дизайнером имеющим опыт найма дизайнеров.
Второй фактор успеха – знание компании, в которую вы собеседуетесь.Перед началом серии интервью важно как можно лучше изучить чем она занимается, какие у нее есть продукты, как они работают, как компания зарабатывает деньги, какова ее культура, чего они ожидают от вас.
Во-первых, чтобы ответить на сакраментальный вопрос о том, почему вы хотите там работать. Но что важнее, чтобы понять это самому: трогает ли вас что-то в ее деятельности, хотите ли вы провести там следующие несколько лет своей жизни, продвинет ли она вас дальше в желаемом профессиональном направлении. В идеале, эта информация должна вызвать в вас энтузиазм по отношению к компании, который не смогут не заметить и не оценить ваши интервьюеры.
Во-вторых, это погружает в контекст и дает лучше понять ваших собеседников, а значит и скорректировать под них ваши истории. Лучше показывать им десктопную панель управления или мобильную игру? Давить на исследовательский опыт или на филигранное исполнение интерфейса? Это зависит от того, что их больше интересует.
Кроме того, на каждом этапе интервью задавайте вопросы. Если вы достаточно узнали о компании и она вам интересна, вопросы должны возникнуть сами собой. Если не возникли, узнайте больше о компании. Отсутствие вопросов – сигнал об отсутствии интереса. Как для нанимающих, так и для вас.
Типичные этапы отбора
Этот человек находит на просторах интернета специалистов подходящих под выданные ему требования и приглашает поговорить. Это предложение не значит ничего, кроме того, что в вашем резюме есть слова похожие на те, что написаны в вакансии. Значения этих слов сорсер не знает. Если вы отзываетесь на вакансии сами, то говорить с ними вам не придется.
Этот человек обрабатывает отклики на вакансию, проводит первое интервью и, как правило, координирует весь дальнейший процесс найма. Его задача отсеять явно неподходящих соискателей: без опыта, владения языком, разрешения на работу, интереса к компании, итд.
На интервью обычно нужно вкратце рассказать о себе и своем опыте работы, затем рекрутер задает серию вопросов, после чего вы можете задать несколько ответных вопросов. Рекрутеры тоже ничего не знают о дизайне и задают вопросы самого общего характера:
- Почему хотите работать в этой компании? (этот вопрос могут задать на любом этапе)
- Имеете ли опыт с технологией/платформой X?
- Сколько хотите денег?
Схема “представления, вопросы от нанимающих, вопросы от нанимаемого” применима почти ко всем этапам. Ваше резюме перед звонком будут в лучшем случае просматривать наискосок, в худшем – не будут открывать совсем. Поэтому все важные и интересные факты о себе стоит рассказывать в начале каждого разговора с новым человеком.
Чаще всего, это ваш будущий прямой начальник со стороны дизайна. Этот человек понимает дизайн, особенности работы и нужды своей команды. Его задача – найти специалиста, который уже умеет все, что нужно уметь на этой позиции и может органично влиться в коллектив. Проверяется это или в формате интервью, или в формате презентации ваших проектов, или в обоих форматах последовательно.
Формат встречи и что к ней нужно подготовить обычно сообщает рекрутер перед тем как назначить следующий звонок.
На интервью менеджер будет подробно интересоваться вашим рабочим процессом, техническими и социальными навыками. Типичные вопросы:
- Как взаимодействуете с командой: менеджерами, разработчиками, аналитиками…?
- Как прорабатываете задачу перед тем как начать делать макеты?
- Как определяете успех задач?
- Как выглядел бы ваш идеальный рабочий процесс?
- Если бы была возможность что-то изменить в вашем проекте, что бы это было и почему?
- Приведите пример ситуации когда произошло X, Y, Z?
На презентации вы будете рассказывать об 1-2 проектах, которые вы сделали. Дается на это чаще всего 30-40 минут, иногда 10-20. Во время или после презентации интервьюер будет задавать вопросы по презентации и по вашему дизайн-процессу в целом. Интервьюеров может быть несколько.
Важно понимать, что презентация – это не открыть проект в Фигме и показать несколько фреймов. Это готовая последовательность слайдов, раскрывающая проект от этапа формулировки проблемы, до полученных результатов. Вы откроете эти слайды на весь экран и будете озвучивать один за другим. В чем сделаны слайды – не важно, могут быть и в Фигме. Пример.
Как правило, перед звонком, на котором вы будете делать презентацию, вам скажут, сколько проектов нужно показать и сколько времени на это дается. Выходить за этот лимит нельзя – у интервьюеров забронированы следующие звонки. Стоит иметь краткую версию презентации (по 10-15 минут на проект) и длинную (по 30 минут на проект). В презентации должны быть крупные картинки и минимум слов. Слова вы скажете ртом.
Проекты должны выгодно вас продавать. Как можно более широкая зона ответственности, максимум продемонстрированных навыков, разные платформы, визуальное мастерство, положительный результат в цифрах.
Опять же, важно понимать, чем занимается компания. Если у них мобильное банковское приложение, а вы им показываете десктопный переводчик, это их слабо впечатлит.
Слушают презентацию и ваши ответы не очень внимательно. Часто можно заметить как интервьюер что-то печатает и отвлекается. Иногда это заметки о вас, а иногда нет. Не обращайте внимания, сконцентрируйтесь на своей истории.
Также будьте готовы к тому, что по окончанию презентации интервьюеры не будут знать ключевых фактов из нее и повторять вопросы, которые их коллега задавал 5 минут назад. Относитесь к этому философски. Люди только что вернулись с обеда и им тяжело воспринимать информацию.
Есть два вида тестовых упражнений, которые любят давать соискателям:
1. Whiteboard challenge
Это решение какой-то дизайнерской задачи в Miro или Figjam. Проводится в формате часового звонка с дизайнером из команды. Задачи бывают фантастическими: сделать интерфейс для машины времени или дизайн умной двери. Бывают реалистичными: спроектировать приложение для поиска машины на парковке. Результатом обычно выступают кривые вайрфреймы нескольких экранов.
2. App critique
Вы выбираете или вам дают приложение, которое вы должны детально разобрать, понять логику, бизнес-задачи и предложить улучшения. Чаще всего, это популярные западные приложения без персональных данных: Spotify, Google Maps, Uber… Проводится также в формате видеозвонка с дизайнером из команды.
Эти упражнения про процесс, а не результат. Нужно показать, что вы умеете разбирать задачу, понимать контекст, формулировать проблемы, генерировать идеи, очаровывать честной люд.
Тестовые задания нынче не очень популярны. Из 15 компаний, с которыми я серьезно общался, только 4 дали задание. Обычно оно предполагает полноценный дизайн пары экранов приложения или вайрфреймовый прототип какого-то пользовательского сценария плюс полноценный дизайн одного экрана.
Важно не воспринимать эти задания буквально. Ваша задача – не выполнить задание, а решить задачу пользователя так, чтобы ему и бизнесу стало хорошо. Если это предполагает оспаривание задачи, значит ее нужно аргументированно оспорить.
Не относитесь серьезно к количеству часов, которое вам дали на выполнение. Работу получит тот, кто сделает лучший дизайн, независимо от времени, которое ушло на создание.
Результатом моих заданий всегда был интерактивный прототип + описание хода мыслей текстом + пара таблиц/схем, если я их делал. Делать полноценный разбор кейса – перебор.
Если ваше решение понравится, его нужно будет презентовать на звонке. К этому тоже желательно подготовиться. Хотя тут уже к вашей способности рассказывать о дизайне будут относиться лояльнее, так как вы продемонстрировали способность дизайн делать.
На этом этапе нужно будет пообщаться с будущими коллегами. Это могут быть менеджер продукта, другие дизайнеры, разработчики, аналитики. Иногда по отдельности, а иногда все вместе.
Каждый из них будет задавать вопросы по своему профилю и вашему взаимодействию с ними. Менеджер продукта поинтересуется, как вы делите обязанности с менеджерами, как предпочитаете делать исследования, получать задачи, как воспринимаете критику своих решений. Разработчики спросят, как вы вовлекаете разработчиков на этапе дизайна, как передаете готовые макеты, работали ли с такой-то библиотекой. И так далее.
На этом этапе важно показать, что вы командный игрок: всех вовлекаете в процесс, ко всем прислушиваетесь, умеете адаптироваться и увидеть ситуацию под другим углом.
Финальными этапами обычно выступают интервью с кем-то из руководства компании: директором по дизайну, директором по продукту, сооснователем. Эти люди задают вопросы фундаментально-философского характера и интересуются вашим пониманием их бизнеса и продукта. Это понимание должно быть. Также полезно иметь идеи относительно того, как можно их продукту помочь.
Нередко это своеобразные люди с сильными убеждениями. Природу их своеобразия иногда можно понять погуглив их имя. Почитайте их Линкдин, блог, посмотрите видео. Заодно поймете, хотите ли вы на них работать. Также можно поинтересоваться чего вам следует ожидать от этих людей в конце предыдущего звонка с нанимающим менеджером. Обычно он заинтересован в том, чтобы у вас все получилось.
Если все прошло хорошо, дальше вас ждет оффер, шампанское и всемирная слава.
Компенсация
Вопрос денег уместно обсуждать на двух этапах: в конце первого звонка с рекрутером и во время получения предложения о работе.
В первом случае стоит поинтересоваться вилкой зарплат по вашей позиции. Если рекрутер будет интересоваться вашей текущей или ожидаемой зарплатой, называть ее не нужно. Если он настаивает, можно ответить “в среднем по рынку специалисты моего уровня получают X”. Это даст вам пространство для маневра в дальнейшем.
Перед получением официального предложения о работе у вас опять поинтересуются ожидаемой зарплатой. Все еще не нужно называть ее первому. Пусть ее назовет работодатель. После этого вы сможете сравнивать предложения компаний и договариваться об улучшении условий в рамках ранее выясненной вилки.
Чтобы договориться о лучшей компенсации, у вас на руках должны быть предложения от нескольких компаний. Каждая компания должна понимать, что если она не предложит вам лучшие условия, вы уйдете к другим ребятам. Если эти ребята – прямые конкуренты, то вообще идеально. Ультиматумов ставить не нужно, просто держите их в курсе своей ситуации: вот, мол, интересный оффер получил, но все еще хочу к вам.
У каждого предложения есть дедлайн. Как правило, 3-5 дней. Можно договориться немного его отодвинуть. Чтобы получить несколько предложений в пределах этих дедлайнов, вам нужно будет грамотно управлять своим графиком звонков: кого-то подгонять, кого-то притормаживать.
Лучшая компенсация – это не всегда более высокая зарплата. Чаще это более увесистый пакет акций. А вообще, это может быть все что угодно: подписной бонус, удаленная работа, больше дней отпуска, более гибкий график, итд.
В американских компаниях пространство для торговли может быть очень большое. В Британии и Европе с этим сильно хуже, но тем не менее начальную компенсацию почти всегда можно улучшить.
Помните, что работа – это не милость работодателя по отношению к вам. Это контракт на покупку вашего времени для конвертации его в прибыль. Он должен быть выгоден для обеих сторон.
Для дальнейшего изучения темы рекомендую начать со статьи “Ten Rules for Negotiating a Job Offer”.
Логичность и консистентность найма
В найме дизайнеров нет критериев качества. Практически все – мнение. Особенно это касается этапов интервью.
Мне ни разу не дали одинаковой обратной связи после моей презентации и интервью с нанимающим менеджером. Однажды я получил прямо противоположные отзывы с разницей в пару часов: в одной компании понравились мои личные качества, но обнаружились технические проблемы; в другой все было отлично технически, но личность моя показалась сомнительной. Я, презентация, вопросы и ответы на них были одинаковы.
Люди крайне иррациональны. Им нравятся люди похожие на себя, они преувеличивают или преуменьшают способности других из-за их роста, веса, национальности, известной компании в резюме. Они фиксируются на мелочах и упускают из вида суть. Больше говорят “да”, когда у них хорошее настроение, и “нет”, когда выдалась тяжелая неделя.
Эти качества можно использовать в свою пользу. После назначения звонка вы узнаете имя интервьюера. Найдите его на Линкдине, погуглите статьи, выступления. На этом основании можно составить неплохое представление о том, что этому человеку нравится и что он считает хорошим дизайном. При разговоре можно сделать на этом акцент и таким образом просигналить что вы свой. Или понять, что вам с ним не по пути.
Отказы
Отказывают всем, в том числе людям отказавшим вам. Это не значит, что с вами что-то не так. Это значит, что вы не понравились нанимающему.
При отказах на поздних этапах всегда полезно получать обратную связь. Но воспринимать ее следует с осторожностью. Внимания стоят только моменты, о которых упоминает несколько разных людей. И даже тогда они необязательно являются проблемой. Иногда у людей просто разное видение. Лучше понять это в процессе найма, чем в процессе совместной работы.
TLDR: Воспринимайте поиск работы как дизайнерскую задачу. Исследуйте проблему, поймите пользователя и помогите ему понять что вы то, что он считает хорошим дизайнером.
- Источник:
- vc.ru
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>