- Инфографика
- 7 мин на чтение
- 9491
Пещеры Мустангов в Непале
Перевод статьи “The Mustang caves of Nepal” из блога Хуана Веласко, арт-директора журнала National Geographic.
Наблюдать за тем, как работает Фернандо Баптиста (наш старший графический редактор) — поистине захватывающее занятие. Очередным плодом его стремления к совершенству, креативного мышления и удивительных творческих способностей стала потрясающая графическая реконструкция из октябрьского выпуска National Geographic.
Эта инфографика посвящена группе пещер в бывшем королевстве Мустанг, расположенном в северной части Непала. Поражающие воображение пещеры, выдолбленные в береговых утёсах, уже давно превратились в местную достопримечательность, но на сей раз наше внимание привлекла новая находка в Самдзонге: так называемая Гробница-5. Судя по всему, примерно 1300-1800 лет тому назад здесь был похоронен какой-то влиятельный человек. Деревянный гроб с его телом окружают кости принесённых в жертву животных, церемониальные предметы и — по невыясненным причинам — останки ребёнка.
Перед вами законченная инфографика авторства Фернандо. Это фотографическая модель, со всей тщательностью собранная им воедино из папье-маше, глины, пластилина и дерева в ходе долгих недель исследовательской работы. Карта, которую вы видите внизу — работа ещё одного старшего графического редактора, Мартина Гамаша.
А вот небольшое видео, которое было создано для iPad-версии журнала:
Наброски Фернандо, сделанные им на месте раскопок:
Первоначальный замысел
Вначале мы планировали сделать акцент на пещерном комплексе вблизи города Царанг. Но когда Фернандо начал делать карандашные и акварельные наброски, выяснилось, что для детальной реконструкции нужно больше информации о том, как пещеры выглядят изнутри. Мне очень нравятся незавершённые, схематичные наброски.
Сегодня их либо рисуют на бумаге, либо с помощью компьютера, но в нашей редакции сохранилось немало старых эскизов, написанных маслом на холсте и отправленных нам почтой. Как-нибудь на днях я обязательно сфотографирую и покажу вам несколько из них.
Выбор пал на Гробницу-5
Среди членов команды археологов и альпинистов, работающих на этой территории, был и наш главный консультант, профессор Марк Алдендерфер. Именно он обратил внимание Фернандо на поразительную находку учёных в виде целой системы погребальных пещер в Самдзонге. Появились первые карандашные наброски (см. выше).
Прежде чем попасть в штат National Geographic, Фернандо получил образование в области изобразительных искусств и 14 лет проработал в испанской ежедневной газете El Correo. Он действительно выдающийся художник. Фернандо нередко создает небольшие глиняные модели и использует их как основу для своих изображений. Это позволяет ему тщательно изучать форму объектов и особенности освещения с тем, чтобы найти наиболее удачный ракурс. То, чего другие иллюстраторы достигают с помощью 3D графических редакторов, Фернандо создаёт с помощью пластилина, глины и инструментов для резьбы из магазина художественных принадлежностей или попросту со своей кухни. Модель, которую вы видите на фотографии выше, была сделана именно с такой целью.
Но когда наш креативный директор Билл Марр её увидел, в его голове возникла новая концепция. А что если создать более крупную и детализированную модель пещеры и сфотографировать её? Мы посчитали, что это не только будет эффектнее смотреться на странице, но и позволит нам поэкспериментировать со скоростной съёмкой и подготовить видеоролик для iPad-версии нашего журнала, чтобы читатели могли погрузиться в атмосферу тесной, тёмной пещеры и рассмотреть найденные в ней жертвоприношения и останки.
Фернандо и Джон Бакстер, старший дизайн-редактор, вместе работали над несколькими вариантами макета страницы. Ниже показаны две ранние разработки. Мы решили, что вертикальный разворот будет выигрышнее (хотя читателю придётся повернуть журнал). Как правило, на данном этапе мы продумываем иерархию потока информации и определяем, какие элементы являются ключевыми для повествования, а какие можно опустить или показать в более выгодном свете на других участках макета. Обычно работа начинается с быстрых карандашных зарисовок.
Мы по-прежнему хотели показать комплекс пещерных городов в Царанге (в более крупном блоке), но затем поняли, что это может ввести читателей в заблуждение — ведь гробница на основном изображении на самом деле не является частью этого комплекса.
Фернандо поручил Фанне Гебрейезус (нашему талантливому стажёру-исследователю в области искусства) разобраться во всех тонкостях пещерной конструкции и принять участие в её сооружении. Большую стену пещеры сделали из папье-маше, склеив воедино десятки слоёв газетных страниц. На фотографии ниже она представлена на раннем этапе разработки модели.
Для того чтобы воссоздать текстуру камней и земли, Фернандо и Фанна собрали шесть видов песка и земли разного цвета и структуры (из парков, с улиц, во время поездки в Александрию на выходных, и так далее…). Жена Фернандо Бегония просеяла собранный материал через марлю, чтобы избавиться от слишком крупных частиц, после чего песок и землю распылили по поверхности пещеры, предварительно покрыв её слоем клеевого спрея.
Чтобы изобразить найденные в пещерах мумифицированные черепа животных (возможно, ритуальные жертвоприношения), Фернандо высчитал их требуемый размер, распечатал фотографии нужных образцов в соответствующую величину в трёх ракурсах (спереди, сбоку и сверху), а затем вылепил их из глины с максимальной точностью. А чтобы задача не казалась слишком простой, мы дополнительно просчитали, насколько уменьшиться размер глиняных черепов после обжига (в кухонной духовке дома у Фернандо!). Получилось 20%.
Согласно замыслу, мы хотели показать пещеру такой, какой она должна была выглядеть спустя примерно 20 лет после захоронения, когда черепа животных всё ещё покрывала мумифицированная кожа. Чтобы добиться соответствующего визуального эффекта, Фернандо склеил тонкий слой бумаги с тонким слоем кожи от старой куртки и затем раскрасил его. Металлические предметы были вылеплены из глины, покрыты краской с эффектом металлического блеска и «состарены» с помощью акриловых красок. Фернандо также использовал стальную проволоку, чтобы сделать низкую подставку на трёх ножках для одного из сосудов.
Лицо захороненного в пещерах мужчины покрывала потрясающая золотая маска. При ближайшем рассмотрении оказалось, что в области носа остались следы краски, а по периметру лица просматриваются тонкие линии. Фернандо указал на это профессору Алдендерферу и поделился своей идеей о том, как можно воссоздать оригинальный рисунок этих линий. Конечный результат по-настоящему воодушевил эксперта в области археологии. Надо сказать, что мы нередко сотрудничаем с исследователями, помогая визуализировать и подкреплять их теории.
Фернандо сделал маску из куска меди. Материалом для капюшона, покрывающего голову мумии (см. первое фото), послужил раздобытый Фанной кусок ткани из Эфиопии, который Фернандо искусственно состарил с помощью акварели и кофе. После, следуя указаниям профессора Алдендерфера, Фанна пришила ткань к маске, протягивая металлическую нить сквозь «микроскопические», узкие дырочки.
В роли скелета взрослого мужчины выступила пластиковая игрушка подходящего размера. Как и в случае с черепами, Фернандо воспользовался техникой искусственного состаривания. Однако нам нужен был ещё один, менее крупный скелет, чтобы изобразить найденные в пещере останки ребёнка. Ребёнка нашли лежащим на земляном полу, недалеко от деревянного гроба. Почти целую неделю Фернандо и Фанна искали пластиковый скелет нужного размера по всему Интернету и в местных магазинах, но — безрезультатно. В конце концов, Фернандо купил такой же пластиковый скелет, какой использовал для мужчины, и принялся заново вытачивать практически каждую его косточку (да-да, вручную, одну за другой!!!), укорачивать, менять форму, после чего собрал скелет в единое целое. С ума сойти! Вот на что готов Фернандо для создания точной реконструкции.
А ради нити с бусинами, которая когда-то украшала погребальную маску, офис Фернандо превратился в настоящую мастерскую по изготовлению ювелирных миниатюр (см. ниже). Уверен, что в это время он как никогда раньше скучал по работе с крупными холстами…
Мы продолжали рассматривать разные варианты макетов, но ни один из них не казался нам достаточно убедительным. Два горизонтальных информационных блока на макете выше выглядели откровенно нелепо. Очевидно, что здесь слишком много информации даётся раньше, чем читатель доберётся до главного изображения, а из-за нескольких элементов одинакового размера отсутствует необходимая иерархия. К тому же, крайне реалистичную модель могут ошибочно интерпретировать как фотографию настоящей пещеры. В итоге решено было сделать края модели видимыми, чтобы подчеркнуть, что она воссоздана вручную. Кроме того, мы заметно упростили структуру схематичного рисунка (внизу).
Деревянную коробку, которая послужила гробом (прототип показан на фотографии ниже), Фернандо изготовил под руководством нашего эксперта, так как хотел использовать оригинальную технологию сборки и скрепить четыре стенки между собой с помощью деревянных заклёпок. Орнамент тоже воссоздан в соответствии с оригиналом.
Наша совместная работа со специалистами-консультантами всегда продолжается до самого конца проекта, и мы постоянно отправляем им на рассмотрение новые разработки. На картинке ниже — пример лишь одного из многочисленных файлов, которые Фанна и Фернандо отправили профессору Алдендерферу, чтобы тот одобрил отдельные детали обстановки пещеры.
Наш штатный фотограф, Марк Тиссен (см. ниже), сделал снимки итоговой модели с разных углов и при разном освещении. Вы можете судить о реальном размере модели по этой фотографии. На маленьких тарелках лежат разные виды песка и земли, которые Фернандо использовал для создания текстуры пещерных стен.
Многих людей удивляет, что в штате National Geographic числятся только два фотографа, которые занимаются студийной фотосъёмкой. Практически все наши статьи иллюстрируют фрилансеры. Но Марк — отличный профессионал своего дела, удостоенный многих премий, и уже не раз работал над тематическими публикациями для нашего журнала.
Когда модель была готова, пришло время поработать над видеороликом. У Фернандо возникла идея использовать мерцающее пламя свечи в качестве источника освещения, чтобы создать атмосферу таинственности. В то же время игра света и теней помогла бы «вдохнуть жизнь» в неодушевлённые предметы. На фотографии выше он делает пробную съёмку на свой iPhone. В конце концов, мы решили показать руку со свечой в кадре. В противном случае, изображение было бы чересчур реалистичным и могло ввести наших читателей в заблуждение.
Оригинал статьи: juanvelascoblog.com
От переводчиков: надеюсь, вам понравилась статья. Будем признательны, если вы укажете нам на ошибки в переводе, чтобы мы их исправили. Найденные ошибки присылайте по адресу [email protected].
/?=num_word(get_comments_number(), array('комментарий', 'комментария', 'комментариев'))?>