Николай Романов, совладелец журнала «Инфографика»

Журнал Инфографика — бесплатный ежемесячный журнал, который выходит с января 2011 года и распространяется в кафе, барах и ресторанах Москвы и Петербурга. Из 16-полосного номера можно узнать, к примеру, какие города утонут, если растают льды Арктики и Антарктиды, как выглядит рынок сексуальных услуг в столице и какие коктейли лучше всего спасают от похмелья.

Создатели журнала, Николай Романов, Артем Колеганов и Вадим Ильин (который, правда, уже не работает над проектом), выбрали статистику и исследования из самых разных областей и стали визуализировать их с помощью простой и яркой инфографики. Своего офиса у редакции нет, работают сотрудники удаленно и могут позволить себе долгосрочные заграничные поездки. Последние два номера, например, Николай и Артем готовили в Азии.

Николай Романов, совладелец журнала «Инфографика»

«Для нас самое главное — это подача материала. Наша сфера интересов — всё, что мож­но подсчитать и измерить. Мы делаем журнал в формате infotainment, совмещающим полезную информацию и развлечение, за счет этого появляется интерес к изданию».

 

Концепция

Первоначально у нас было свое дизайн-агентство «Манифест». Мы занимались корпоративными СМИ, отчетами, буклетами, но всё время были в поисках какой-то идеи. В итоге она родилась буквально из воздуха. Мы сталкивались с примерами инфографики и в западных, и российских изданиях, а увидев очередную полосу, поняли, что было бы интересно сделать целый журнал в таком формате. Это показалось шуткой, но потом стали придумывать, считать и обнаружили, что проект может иметь успех. Сначала у журнала был рубрикатор, но мы осознали, что он очень сильно нас ограничивает и держит в рамках. Подбивать тему под рубрику стало неудобно, и сейчас мы просто ищем истории, которые кажутся нам интересными и актуальными.

Мы сразу знали свою аудиторию — это посетители кафе и ресторанов, у которых всегда есть 10–15 минут в ожидании заказа. Как правило, в это время они не знают, чем себя занять: сидят, смотрят по сторонам, разглядывают посетителей. Наш журнал позволяет за эти десять минут получить максимальное количество полезной информации.

Николай Романов, совладелец журнала «Инфографика»

Документы

Журнал Инфографика — официальное рекламное СМИ. Регистрация оказалась совсем не сложной процедурой: достаточно было заполнить заявку по образцу, отправить ее в Роскомнадзор вместе с документами о юридическом лице, на которое регистририровали издание, и заплатить пошлину восемь тысяч рублей. По закону, если с документами всё в порядке, то регистрацию издание получает в течение месяца. В любом случае через неделю после отправки документов лучше позвонить и спросить, всё ли в порядке с бумагами. И конечно, не будет лишним почитать закон о СМИ.

Рекламодатели и источники распространения

С самого начала мы решили, что журнал будет бесплатным, соответственно, деньги могли привлекать только за счет рекламодателей. А их прежде всего интересует аудитория. Тогда и появилась первая проблема: журнал был настольно необычным, что у некоторых людей вызывал неприятие. Поэтому появлялись трудности с распространением: сначала мы вообще выпустили шестистраничный тестовый вариант журнала, чтобы люди поняли, что такое инфографика, ведь это новое для России понятие. Тогда многие не увидели в этом смысла, поэтому нужное количество точек мы набрали с большими усилиями. Помогли связи, наработанные в дизайн-агентстве. Сейчас дела обстоят значительно лучше: в Петербурге у нас порядка 160 точек распространения, в Москве чуть меньше — 130.

Николай Романов, совладелец журнала «Инфографика»

Команда

Самой серьезной проблемой стало сохранение веры в самих себя. Безусловно, журнал не сразу стал окупаться. Первый номер вышел в ноль, так как получилось привлечь рекламодателей, а следующие три были убыточными, причем достаточно серьезно: мы теряли около 200 тысяч рублей за каждый. Тяжело было убедить себя в том, что продолжать нужно, тем более что перспективы оставались неясными. На этом этапе очень важна слаженная команда.

Сейчас у нас в штате работает три человека: арт-директор, редактор и менеджер по продажам. Обязанности четко разграничены. Я могу высказать свои замечания по поводу конечного дизайна полосы, но окончательное решение всегда за Артемом. Точно так же Артем не участвует в подготовке материала, потому что информацию ищу я. Если ты доверяешь партнеру, доверяй ему полностью.

В журнале 16 полос, и каждая должна быть оригинальной, поэтому в идеале нам надо брать в штат примерно 7 дизайнеров и иллюстраторов. Но пока мы не можем себе этого позволить, поэтому приходится привлекать сотрудников на аутсорсинге. Это довольно стабильный круг людей, 10–15 человек. Хотя каждый раз всё равно приходится проводить с фрилансерами серьезную работу: обсуждать тему, выделять основные тезисы. Особенность любой инфографики в том, что визуально она выглядит очень просто, а на деле грамотное распределение и визуализация информации стоят больших усилий.

Планы на будущее

В Европе инфографика — довольно популярный способ подачи информации. В Германии, например, есть журнал, целиком состоящий из визуализаций и схем. Правда, он платный и получить его можно только по почте. А больше аналогов нет ни в России, ни за границей.

Пока «Инфографика» распространяется в двух столицах, но в будущем зона охвата, несомненно, должна увеличиться. Количество полос тоже, их будет 24. Еще хочется, чтобы журнал стал более интерактивным. Площадь бумажного листа ограниченна, а в интернете есть все ресурсы и возможности для создания интересных дополнений к печатному изданию.

Где посмотреть журнал

Кроме того можно скачать все прошлые выпуски в формате pdf у нас на сайте.
А еще вы можете следить за добавлением новых примеров из журнала в специальном разделе или в социальной сети ВКонтакте.

Оригинал статьи на сайте the-village