С чего начинать дизайн и почему нельзя начинать с начала?

Нет, это статья не для тех, кто только решил заниматься дизайном. Здесь даже списка “Мастрид букз” не будет.

Данная заметка призвана помочь проектировщикам и дизайнерам решать проблему выбора отправной точки, при создании прототипов или макетов.

1*oJdGbGTw2HreOE9GVUJvcg

Симптомы

Будучи проектировщиком, от проекта к проекту я сталкивался с одной и той же проблемой: не знал, с чего начать рисовать прототипы. Со стороны это может казаться совсем нетривиальной задачей, а если еще и очень интересный проект — так и подавно. Наверняка, ты за несколько дней уже успел продумать все вплоть до сообщений об ошибках, но вот, когда Акшур уже открыт и новый файл создан… Ничего не происходит!

С большой вероятностью, неопытный проектировщик на данном этапе впадёт в прокрастинацию: на час, на день, или даже на неделю(и такое бывало). Так с чего же начать?

Нет, не с аналитики

Давайте сразу договоримся, что на нашем условном проекте этап аналитики уже позади. В лучшем случае, в качестве артефактов у нас будет полноценная аналитика и утвержденная архитектура, ведь с таким набором документов описанных выше проблем вообще не должно возникать, но в реалиях аутсорса чаще всего нам достается только бриф от заказчика, составленный людьми определенно не понимающими значения слова “дизайн”. Но! Даже в такой ситуации можно работать и добиться хорошего результата (надеюсь, за эти слова меня не исключат из Гильдии?).

Нет, не сначала

Фразы вроде “Когда не знаешь, с чего начать, лучше всего начать с начала” подойдут для мотивационных лекций, но никак не для методологии проектирования. Два самых ужасных анти-примера, с которыми мне реально приходилось сталкиваться — когда начинали проектировать с Главной страницы(магазин) или Дэшборда(CRM), и в обоих случаях ничего напоминающего заранее продуманную архитектуру не было и близко. И все потому, что эти страницы обычно стоят в начале своих навигационных списков.

Почему они не подходят в качестве отправных точек? Обе страницы чуть более чем полностью зависимы от проектирования других страниц, ибо чаще всего являются сборными сводками.

В приведенных примерах полностью раскрывается самый универсальный способ выстроить очередность проектирования, найденный мною с момента обнаружения данной проблемы — поиск объектов/страниц, сильно влияющих на другие, и, одновременно, минимально от них зависящих.

1*s1v8iGw7KJytAl1AJenAaw

Вероятнее всего, опытному проектировщику метод покажется уж очень очевидным, ибо так оно и есть. Я начал использовать описанный алгоритм задолго до того, как сам это осознал, но конвертация процесса из подсознательного в сознательный делает его куда более эффективным.

Когда стоит применять данный метод?

Никогда. Будучи универсальным для всех случаев, предлагаемое решение чаще всего будет не самым эффективным.

Чем лучше вы знаете свой продукт, требования к нему и доступные ресурсы, тем вероятнее, что вы найдете куда более эффективное решение, чем то, что я здесь описал.

Например, если это уже работающий продукт, ориентированный на прибыль, прежде всего следует заняться страницами и процессами исходящими из бизнес-целей. А вот когда речь идет о разработке в условиях строго ограниченных ресурсов — стоит смотреть в первую очередь на соотношение цена/польза и так далее.

Второй универсальный метод…

… который обычно приводит к тому же результату что и первый, но позволяет посмотреть на это с другой стороны.

Прежде всего, нужно определить ключевой объект/сущность(возможно их будет несколько), вокруг которого будет строится вся система. Например, для инернет-магазина таким объектом будет товар, следовательно, начинать проектирование стоит с карточки товара (страница), потом мини-карточка (блок), потом каталоги и так далее.

1*aiBhTMdwq5hPlOLfbbNZnQ

Итог

Советую дизайнерам интерфейсов поднимать в первую очередь навык проектирования, ибо вопрос стоящий в заголовке появляется в первую очередь от недостаточного понимания того, с чем работаешь.

Но даже если этот вопрос для вас все еще актуален — смело используйте предложенные методы, ведь главное, чтобы лёд между вами и проектом тронулся, господа дизайнеры проектировщики.

Фото на обложке: ShutterStock

Источник: designpub.ru