4 способа побороть творческий блок и повысить креативность

Статья относится по большей части к изобразительному искусству, но так же применима и к другим сферам творчества.

Что такое творческий блок

Многие из тех, кто решает начать свой путь в изобразительном искусстве, или уже недавно взошел на него, сталкивается с такой проблемой, как творческий блок, ступор, называйте как хотите . Это некое чувство страха, боязнь не оправдать свои ожидания, сделать работу плохо, хуже чем в прошлый раз, подвергнуться критике. Такое состояние проявляет себя у всех по-разному: отсутствие вдохновения, боязнь чистого листа, всевозможные творческие предрассудки, моментальный побег из головы всех идей и так далее. У кого-то проявляется только один из перечисленных пунктов, а у кого-то, как говорится, весь букет. К счастью все решаемо.

Разбираем проблему

Итак, как это обычно происходит. Вы садитесь за стол, раскладываете инструменты, материалы, готовитесь и вот перед вами чистый лист и… тут есть несколько вариантов негативного развития событий:

Первый

Вы ждете вдохновения. Ждете, ждете, а оно все не приходит. Так вот, несколько слов о вдохновении. Начну с того, что понятие это слишком абстрактное и переоцененное. Многие приравнивают его к некому благословению, которое приходит к избранным в нужный момент, и без которого творческий процесс просто невозможен.

Думаете востребованные иллюстраторы, заваленные заказами, имеют при себе ручную музу? Никак нет. Вдохновение — это далеко не озарение свыше. Внезапно возникнувшая идея — это только малая часть, ведущая к необходимому вам результату. Гораздо большую роль играют опыт, знания, любопытство и трудолюбие. Необходим творческий азарт, желание расти и развиваться в выбранном направлении. И простого «я хочу уметь» недостаточно, нужно выработать в себе привычку трудиться, и практиковаться.

Из этого вытекает самое простое и действенное решение проблемы. Как говорится, аппетит приходит во время еды, так что лучший способ привлечь музу — это начать. Даже если не с основной работы, то просто необходимо иметь под рукой черновик, скетчбук, что угодно для творческой разминки. Такая практика решает вторую, часто возникающую в начале творческого процесса проблему.

Второй

Вот вы сидите, перед вами лист, и даже если идея пришла, а муза поселилась в голове, часто возникает, так называемая, боязнь чистого листа. Такому фактору способствуют разные причины: это может быть недостаток навыка, излишний перфекционизм, когда вы ждете от себя идеальных результатов и боитесь оступиться. Тут, опять же, самый действенный выход — начать.

В данном случае помогут опять же черновики или заполнение пространства, избавление от белого листа, так сказать. Подробнее о последнем.

Вы, наверное, заметили, как иногда чешутся руки, когда перед вами не белый лист, а, к примеру, крафтовый, серый, цвета слоновой кости, даже черный. Психологи, к примеру выяснили, что желтый оттенок бумаги способствует повышению мозговой активности и креативности. Так вот, если вас «пугает» девственно чистый лист, начните с заполнения частей фона, тогда страх пройдет и вы сможете приступить к основной части. Что касается боязни не оправдать свои ожидания, тут все очень тривиально, просто практикуйтесь. Никто не стал мастером с первого раза, и даже у опытного иллюстратора не всегда получится идеальный результат с наскока.

Практика — это основополагающий фактор успеха в любой сфере. Разминка же имеет в творчестве такое же значение, как и в спорте. Работа только по озарению может и принесет должный результат, но момент достижения желаемого уровня при таком раскладе сильно отдалится. Чем больше рисунков «в стол», тем больше вероятность успеха при работе над серьезным проектом.

Третий

Еще одна частая причина, мешающая продуктивно работать — это различные творческие предрассудки. В основном пришли они из консервативной академической школы. К примеру, заявления, что настоящий художник не должен пользоваться вспомогательными материалами вроде линейки, циркуля, лекала, должен уметь сам провести прямую линию, окружность, нельзя пользоваться трафаретом, нельзя срисовывать с фото и уж тем более копировать чужие работы.

Так вот, если вы попробуете — земля не остановится. Я не говорю, что старая школа плохо влияет на творчество, негативно влияют только запреты. Творческая среда развивается очень активно и динамично, и для достижения поставленной задачи не стоит пренебрегать чем-то, что может вам в этом помочь. Да, умение провести ровную линию это безусловно ваш плюс, но нет ничего страшного в том, что вы пользуетесь какими то вспомогательными материалами.

Трафарет, к примеру, используется с древних времен, археологи находили изображения, созданные с помощью этой техники еще в период Палеолита, а это значит, что их возраст больше 30000 лет. Сейчас же это целое направление в стрит-арте, которое набирает огромную популярность с каждым годом и постоянно развивается. Так зачем запрещать себе пользоваться этим изобретением и совмещать с другими техниками?

Что касается срисовывания с фото и копирования чужих работ, новичок часто может слышать в свой адрес упреки, что художник должен рисовать с натуры, или из головы. Рисование с натуры — это, безусловно, очень полезная практика, но не каждый и не всегда может позволить себе подобную роскошь. А для рисования «из головы» нужно как минимум тщательно изучить предмет. И даже если у вас идеальная память, некоторые детали в любом случае потеряются. Нет ничего плохого, чтобы использовать изображения, взятые в интернете, даже наоборот. К примеру, к каждой более-менее детализированной работе я создаю вспомогательную папку, в которой сохраняю сделанные мной фото различных предметов, необходимых для качественной работы. А если не удается сфотографировать, на помощь приходит великий и могучий интернет.

Говоря о копировании чужих работ, тут главное соблюсти тонкую грань между подражанием и выдачей копий за свои идеи. Последнее — это вариант для отчаявшихся, и к нам, творцам, не относится. Что касается первого, для тех, кого мучает совесть, расскажу о таком понятии как оммаж. В искусстве оммаж означает работу-подражание как знак уважения к художнику, музыканту и т.п. А так же изучение особенностей чужого творчества и переработка их для создания собственного произведения. Нет ничего плохого в том, чтобы вдохновляться работами опытных мастеров, и улучшать тем самым свои навыки. На начальном этапе творчества такие работы «в стол» помогут определиться в своих предпочтениях, дальнейшем направлении и элементарно «набить руку».

Четвертый

И последняя в списке, но не по значению, проблема, часто возникающая в начале творческого процесса — отсутствие идей. Есть множество способов с этим явлением бороться. Опираясь на свой опыт, расскажу про основные и самые действенные.

Часто бывает так, что идеи приходят внезапно, когда угодно, но только не когда вы сидите перед чистым листом и готовы творить. Так вот, заведите привычку «ловить» эти идеи, записывайте все интересное, что приходит в голову, а лучше еще и эскизом подкрепляйте. Если перед вами конкретная задача, и вы думаете над ее решением, можно фиксировать ключевые моменты мыслительного процесса, и, исходя из них, сформировать общую картину. Вообще, работа иллюстратора включает в себя не только навыки художника. Чтобы добавить в работу изюминку нужно изрядно поработать головой, и записи мыслей по этому поводу значительно облегчают процесс.

82-e1450391456928

А чтобы мыслей было больше, и приходили они чаще, на помощь приходит вторая привычка, выработать которую намного сложнее, но она значительно приукрасит вашу жизнь. Взгляните на окружающие вещи под другим углом, например, начните смотреть на мир глазами ребенка. С любопытством, с миллионом вопросов обо всем, вспомните детство, то, какое впечатление на вас производили ныне обыденные вещи. Напрягите воображение и привыкайте находить интересное в том, что вас окружает. Один из примеров интересной иллюстрации детского взгляда на мир можно увидеть в иллюстрациях художницы Пьеретты Диаз (Pierrette Diaz).

Несколько дополнительных вариантов, в разной степени решающих все вышеперечисленные проблемы:

— Культурные мероприятия. Посещайте выставки, театр по возможности как можно чаще, связанные с творческим движением мероприятия. Такой опыт играет большую роль в формировании вкуса, да и желание творить после таких мероприятий появляется само собой. Будьте наблюдательны, и почаще выгуливайте свою наблюдательность в места, где можно эстетически себя побаловать. Да и смотреть на картины вживую гораздо полезнее и интереснее, чем на их фото, вы можете уловить движения мазков или штрихов, увидеть фактуру используемых материалов и т.д.

— Окружите себя красивыми вещами. Покупайте книги в с красивой графикой, приглянувшиеся открытки, на крайний случай можете распечатать изображения, найденные в интернете. Хранить вдохновляющую красоту только в электронном варианте не так эффективно. Пускай это будет не только источник идей, но и обозначение уровня, к которому вам стоит стремиться.

— Коллекционирование. Начните собирать красивые вещи, на определенную тематику. Это может быть что угодно, от баночек с песком или ракушек из разных посещенных вами пляжей, до интересных оригинальных визиток и бирок. Интересные камни, бабочки, гербарий, марки, вариантов уйма, выбирайте то, к чему душа лежит. Такие находки могут стать как источником вдохновения, так и частью ваших творческих экспериментов.

Подведя итоги, хотелось бы поделиться несколькими источниками вдохновения и пищи для ума:
– Эрнст Геккель «Красота форм в природе»
– Иоханнес Иттен «Искусство цвета»
– Иоханнес Иттен «Искусство Формы»
– Сара Симблет «Рисунок. Полное собрание техник. Новый практический подход к передаче образов»
– Журнал «Beamused» Творческих успехов! Не бойтесь начинать и не ленитесь постоянно практиковаться!

Автор: Эльвира Янушко
Источник: say-hi