Хавьер Заррацина о комиксах и инфографике

Хавьер Заррацина долгое время работал графическим директором газеты El Correo (Бильбао, Испания). Их инфографику любили многие. Чаще всего она была нарисована вручную, с применением простых векторных программ и содержала элементы комикса. Почему стиль был именно таким Х.З. рассказывает ниже.

Хавьер Заррацина о комиксах и инфографике

Комикс и инфографика – близкие родственники

Рано или поздно каждый из нас был увлечен чтением комиксов и очарован сочетанием рисунков и текста, захватывающих историй, живых цветов и динамических композиций. Хорошие комиксы обращены к нашим чувствам и интеллекту. Это прекрасный пример получения чистого удовольствия от чтения.

Каждый день в графическом департаменте El Correo, мы старались рассказывать истории о происходящих событиях с помощью комбинации визуальных элементов и текста. Интересно, что каждый член нашей команды был увлечен чтением комиксов. Мы тот час же поняли, что должны использовать в наших проектах те ресурсы и решения, которые нас привлекают в комиксах.

Традиции и предубеждения

Комикс имеет много точек соприкосновения с инфографикой:

1. Комиксы были рождены в газетах. В 1898 году первый персонаж комикса Желтый Малыш (Yellow Kid), придуманный Outcault, разделял страницу с графикой об Испано-Американской войне в New York Journal Уильама Рендольфа Херста. Классические серии комиксов («Prince Valiant», «Flash Gordon», «Popeye», наравне с другими, такими как «Terry and the Pirates») были неотъемлемой частью газет, в которых родились.

2. Мы так же разделяем с комиксами сжатые сроки, низкое качество газет и плохое качество печати.

3. Газеты, как и комиксы, страдают от снисходительного и презрительного отношения со стороны “защитников печатного слова”.

4. Комикс и инфографика разделяют одну цель – рассказывать читателям истории с помощью комбинаций изображений и слов.

Ясно, что мы должны понимать важные различия, которые есть между газетой и комиксом. Ключевое из них – различие между выдумкой и правдой. Комикс всегда имеет дело с выдуманными историями и драматическими сюжетами, которые рождают в читателе эмоции. Чтобы сделать это, в комиксах используются звукоподражание, кинетические эффекты, преувеличения и карикатуры… Графика, напротив, презентует факты и передает правдивую информацию. Поэтому мы должны игнорировать чрезмерный драматизм и бороться за ясность и понимание. В какой-то степени, это похоже на отношения между игровым и документальным кинематографом.
Если мы держим это правило в уме, мы можем найти очень полезные идеи и решения в комиксах, и синтезировать некоторые из них для того, чтобы сделать нашу графику более привлекательной.

Пять уроков

1. Удержание внимания
Вил Эйсер, создатель «Spirit», и живая легенда комикса, сказал нам, что это очень просто увлечь читателя рассматривать комикс, но гораздо сложнее заставить человека действительно читать их. Комиксы и графика сделаны для быстрого чтения: быстрого взгляда на изображение достаточно, чтобы дать нам представление о содержании. В обоих случаях, мы должны ухватиться за интерес читателя и удержать его, чтобы он решил потратить немного своего времени для изучения информации. В комиксе наиболее часто используется изометрическая перспектива, потому что она понятна, проста для выполнения и позволяет использовать картинки из клипарта. Однако, во многих случаях она очень плоская, скучная и неинтересная. Перспектива дает свободу для помещения в сцену читателя. Возможность рисовать, используя ракурс, дает нам возможность провести читателя внутрь истории.

2. Порядок чтения
Читатель комикса (особенно если это ребенок) всегда знает, какой рисунок или текст читать или смотреть следующим. Повествование определяется последовательностью текстов и рисунков на странице. Авторы комиксов распределяют тексты и графику таким образом, что читатель может двигаться сквозь них. Главный критерий – это естественный порядок чтения (слева направо, сверху вниз). Так же могут использоваться вариация размера панелей и рисунков. Читатель тратит разное время на их прочтение. За счет чего создается ритм. Даже, когда страница не очень жестко разделена на панели, авторы ищут способы облегчить чтение. В определенной степени, этот процесс похож на тот, который проводят дизайнеры, создавая архитектуру полосы.
Делая графику (особенно ту, которая имеет дело с информацией), мы стараемся спланировать порядок чтения для читателя, чтобы он мог легко «передвигаться» сквозь содержание. Как в комиксе, мы основывается на порядке чтения слева направо, сверху вниз, и мы так же пытаемся создать иерархию, используя размер элементов, длину текста и т.д.

3. Окружающая обстановка
Обычно, создание атмосферы в комиксах требует старательных усилий. Исторические комиксы, военные комиксы или вестерны показывают атмосферу, в которой происходила история, используя документальность и аутентичность. Читатель может получать большую долю информации лишь быстро взглянув. Так же, иногда, атмосфера – это часть информации. Например, в графике на исторические и археологические темы, каждый, даже маленький элемент должен быть документальным. С помошью этого передается часть информации. Или в военных темах, где оружие и обмундирование должны быть точно репродуцированы.

4. Важность рисования
Иллюстрации в комиксах хорошего качества. Они всегда продвигают историю. Как инфографисты, мы обладаем несколькими инструментами, доступными для передачи информации. Мы можем использовать статистические графики, карты, хронологические таймлайны, диаграммы, фотографии и т.д. Но лично я считаю, что один из самых важных инструментов – наглядное рисование (descriptive drawing).
С моей точки зрения, графический рассказчик должен уметь рисовать главные элементы истории (анатомию, перспективу, композицию, транспортные средства, механизмы) таким образом, чтобы передавать информацию ясно и эффективно. Это не искусство или декорация, но в буквальном смысле инструмент коммуникации. В определенном смысле это схоже со значением печатного слова для редакторов. Редакторы должны иметь в распоряжении множество стилей письма, чтобы презентовать истории: от коротких информационных сообщений до сложных новостных репортажей.

Возможность рисовать, конечно, помогает нам в графике. Во-первых, мы экономим время: если инфографист может делать хорошие наброски это сокращает время производства работы и сохраняет время для работы с информацией, корректировки и дизайна графики. Я знаю художников, которые, рисуют тело человека в 3D программах, затем экспортируют файл в Adobe Illustrator и там заканчивают рисовать. Максимальное время, которое они тратят: 15-20 минут. Художник, который хорошо рисует должен делать это за две минуты.

Кроме того, умение рисовать дает возможность создавать композиции. Если мне сложно нарисовать объект, я могу найти другие формы визуализации: фотография, изображение из клипарта или копирование рисунка из архива…. Но это ограничивает наши идеи и возможности.

5. Ошибки в рисунке (анатомические, пропорционные и т.д.) разрушают информационную достоверность: неважно насколько информация хороша – недостоверный рисунок испортит все. Графические ошибки в инфографике схожи с ошибками в заголовках материалов.

Дух комикса
Лично я научился многому у великих мастеров комикса. Они, ревностные поклонники визуального способа повествования, продолжают стараться превзойти себя и ищут новые идеи для того, чтобы привлечь и заинтересовать своих читателей. На рынке конкуренции и низких цен, они стараются сохранить живой свою страсть к графическому повествованию и получают прямые отклики от своих читателей. Я честно верю, что мы, профессиональные работники с графикой в газетах, сталкивающиеся с неоднозначным отношением к нашей работе, тоже должны искать новые идеи для привлечения, информирования и удовлетворения наших читателей.

Хавьер Заррацина о комиксах и инфографике
Хавьер Заррацина о комиксах и инфографике

Другие примеры по ссылке.

Автор: Екатерина Тихонова