Информационная журналистика: полезный список

Хотя термин «data journalism» (информационная журналистика) может включать в себя инфографику, интерактив, приложения, свободную информацию, базы данных и огромное число других техник сортировки информации, кодировок и отображения; этот путь, еще не полностью отработанный, подразумевает, все же, определенные сложности, крутые повороты и препятствия. Поэтому, если Вы намерены идти по такому журналистскому пути, мы предлагаем ознакомиться с кратким списком советов для начинающих:

1. Узнайте, какие рамки устанавливает закон

— изучите Акт о защите данных 1998г., а также указы властей о доступе к базам данных и неструктурированным персональным данным. Не начинайте свое «путешествие» не ознакомившись с исключениями из правил для журналистики. Для справки почитайте закон, представленный в приложении Mobile Legislate app.

2. Присмотритесь к данным

— что они собой представляют, в каком формате они представлены, из какого источника. Такие источники, как Data.gov.uk, London Datastore, Офис национальной статистики и Get the Data хороши в качестве ресурсов необработанной информации, но не забывайте, что все, что находится в web-пространстве, тоже данные. Самые интересные данные зачастую не лежат на поверхности. И вообще, «данными» могут служить как текст, так и картинки, поэтому полезным может быть присмотреться к социальным медиа и приложениям в них, т.к. это хороший пример того, как можно использовать данные.

3. Прочитайте всю возможную информацию

— как сделать доступными данные и статистику, заключив их в рамки текста. Для этого необходимо уметь понимать, что за ними стоит. Это вовсе не значит, что тут не обойтись без курса по статистике. В свободном доступе лежит большое количество материалов на эту тему, лично я бы порекомендовал The Tiger That Isn’t.

4. Объединитесь с единомышленниками

— найдите ближайшее отделение HacksHackers и присоединитесь к группам Meetup, встречи с людьми из этих социальных сетей направят Вас в нужное русло. И все же, интересы и способности у каждого информационного журналиста абсолютно индивидуальны (то же самое касается и программистов), поэтому не стоит четко придерживаться каждого слова в наших советах (да и интернет меняется так быстро!). Стоит постараться и найти свой собственный круг людей, которые смогут помочь советом. Посещайте курсы и конференции, выходите за пределы журналистского круга. Ведь данные — это не только журналистика.

5. Упорядочивайте свои находки.

Самый простой способ наведения порядка — использование крупноформатных таблиц. Можно начать с бесплатного ПО как Google Docs и Open Office. Стандартными считаются Microsoft Excel и Access. Учитесь классифицировать, отфильтровывать и выделять главное. Находите интересующую Вас информацию и просматривайте ее глазами. Важно знать какими возможностями для работы с информацией обладает каждая компьютерная программа, в которой Вы работаете, чтобы не использовать без необходимости другое ПО.

6. Изучайте имеющиеся у Вас данные

— используйте для этого простой язык SQL (язык структурированных запросов) и СУБД MySQL. Ее не очень просто будет настроить, но к этому моменту вы уже будете знакомы с хакером, которого можно будет попросить об этом! Чистите свои данные посредством Google Refine. Для этого существуют руководства, а также справка help wiki. Важно знать принципы функционирования этого ПО, а не просто навигацию для пользовательских интерфейсов, поскольку они быстро меняются. Эти продукты (MySQL) работают быстрее, чем ПО крупноформатных таблиц.

7. Отображайте на карте Ваши данные.

Самый простой способ — из таблиц Google построить карту, используя MapAList. Список картографического ПО, начиная с GeoCommons, и заканчивая ArcGIS, подойдет почти любой. Найдите самый простой и самый подходящий для Ваших данных вариант. Посмотрите, какие ландшафты вырисовываются в наиболее интересных Вам областях. Важно понять ограничения, которые накладывает отображение на карте. Так, например, невозможен полный охват данных по Соединенному Королевству, так как по некоторым почтовым кодам выскакивают ошибки.

8. Облачите данные в красивую оболочку

— визуализация возможна только на том этапе, когда вы полностью поняли всю информацию (ее источник, формат, временные рамки, недостающие пункты и т.п.). Не стоит сразу браться за визуальные средства, т. к. они могут дать искаженную картину. Полезными и простыми в применении для визуализации могут оказаться Google Fusion Tables, Many Eyes и Tableau. Подумайте, как можно представить данные в уникальном виде, посмотрите, как работают специалисты по графике в новостных организациях, а также полюбуйтесь дизайном на порталах Information is Beautiful и FlowingData.

9. Создайте свое сообщество

— т.е. не просто найдите готовое, а постройте свое собственное. Эта сфера журналистики постоянно изменяется, и, чтобы отвечать новым требованиям, Вам может понадобиться такой «изготовленный на заказ» источник информации. Поэтому осваивайте блоги и Tweeter, используйте в качестве источников информации уже существующие онлайн-сообщества, такие как Европейский центр журналистики, National Institute for Computer Assisted Reporting (NICAR), а также BuzzData и DataJournalismBlog.

10. Очищайте данные

— не чувствуйте себя их заложником. Освободите их от всего ненужного, сделайте их удобоваримыми. Так же как и текст статьи, данные уникальны, и неумелая информационная журналистика ограничивается средством, только лишь их передающим. История, которую вы хотите рассказать, не должна подстраиваться под средство. «Средство передачи сообщения само является сообщением» (как говорил Маршалл Маклюен). Для чистки данных можно использовать Scraper Wiki, а помимо самого текста создавайте приложения на основе данных. Сделайте информацию доступной. Для примера посмотрите такие ресурсы, как OpenCorporates, Schooloscope и Planning Alerts.

Все, что написано в этой статье — лишь опорные пункты, а не пошаговый план действий на журналистском пути. Тут важен Ваш запал, информация, которой Вы располагаете, скорость, с которой меняется web-пространство. Нужно уметь видеть знаки на своем пути и понимать, что, по большому счету, у идущего по этому пути нет ни места назначения, ни основополагающей цели, ни провожатого.