XIX-е столетие: Золотой век инфографики

Многие считают, что инфографика зародилась в 70-х годах XX-го века, а её создателем называют Эдварда Тафти, автора многих работ по инфодизайну и визуализации.

Однако, такое мнение не может претендовать на истинность – примеры работ, которые смело можно назвать инфографикой, можно найти в ХХ-м, в ХIX-м, в XVIII-м веках и даже раньше.

Майкл Фрэндли в своей книге «The Handbook of Data Visualization» ставит точку отсчёта истории инфографики чуть ли не в античности. Таблицы, анатомические и географические карты, простейшие диаграммы и графики движения небесных тел он называет предтечами инфодизайна. Настоящий переворот произошёл в 17-м веке, с возникновением системы координат, аналитической геометрии и статистики, которые и заложили основы для появления инфографики в том виде, в котором мы ее знаем.

Периодом зарождения современного инфодизайна и одновременно его золотым веком считается середина XIX-го столетия. Именно тогда были созданы одни из лучших экземпляров, которые по праву называются шедеврами визуализации. Созданы без графических редакторов, Интернета и команды профессионалов.

Мы ни в коем случае не отрицаем ценности современной инфографики и признаем, что и по сей день создаются подлинные шедевры. Мы просто восхищаемся таланом мастеров прошлого.

Джозеф Пристли. Новый график истории, 1769

1
Еще задолго до золотого века инфографики появлялись впечатляющие работы, визуализировавшие огромные массивы информации. Среди них – «Новый график истории» англичанина Джозефа Пристли. По своей форме эта работа ближе к современным таймлайнам, чем к инфографике, однако нельзя пройти мимо неё. На обширном чарте автор решил, ни много ни мало изобразить историю человечества от древнейших времен до 18-го века.

История преподнесена посредством изображения крупнейших общественно-политических формаций. Сверху находится шкала времени, справа – географические регионы. Таким образом, мы видим не только период существования государства, но и его расположение и масштабы. Плюс ко всему, график содержит множество пометок. Всё это в совокупности даёт впечатляющую по количеству обработанной информации и лаконичности её донесения работу.

Уильям Плейфэр. Коммерческий и политический атлас, 1786

2
Подлинным отцом инфографики может считаться английский экономист Уильям Плейфэр. Ему мы обязаны четырьмя основными видами диаграмм: круговая, секторная, линейная и столбчатая. Главным его детищем в сфере инфодизайна стала его книга «Коммерческий и политический атлас», в простой форме демонстрировавшая состояние современной ему Англии.

Может быть, сегодня графики «Атласа» не произведут сильного впечатления, но тогда они послужили поводом для дискуссий о восприятии визуальной информации и положили начало интересу к инфографике.

Джон Сноу. Карта заболевания холерой, 1854

3
Не впечатляющая с точки зрения графического дизайна и визуализации, однако, крайне важная работа. Джон Сноу, врач и первый профессиональный анестезиолог, указал на карте Лондона очаги заболевания холерой и заметил, что они находились вблизи водонапорных башен.

После этого городской водяной насос был закрыт, и случаи заражения прекратились. Таким образом, инфографика в какой-то момент спасла Лондон.

Флоренс Найтингейл. Диаграмма причин смерти, 1856

4
Легендарная «леди с лампой» Флоренс Найтингейл вошла в историю не только как сестра милосердия, осуществившая революцию в армейской медицине, но и как способный математик и новатор в области инфографики. Вернувшись с Крымской войны, она хотела достучаться до высших эшелонов власти, дабы улучшить положение раненых и больных на фронте. И для этого она использовала инфографику.

Круговые секторные диаграммы, впоследствии названные «розами Найтингейл» обозначают количество смертей от различных причин: от инфекций, ран и прочего. Каждый «лепесток» розы обозначает один месяц. Две сопоставляемые диаграммы наглядно демонстрируют снижение числа смертей и, как следствие, эффективность методов Найтингейл. Эта вошедшая в историю инфографика имела успех – «леди с лампой» было поручено реорганизовать медицинскую службу.

Шарль-Жозеф Минар. Карта наполеоновского похода в Россию 1812-го года, 1869

5
Каноничный пример винтажной инфографики, без которого не обходится ни один материал на данную тему. И это не случайно – график впечатляет не только точностью передачи данных, понятностью, наглядностью и лаконичностью, но и объёмом информации. Помимо маршрута следования французского войска на Москву мы можем видеть изменение его численности, отделение каких-то подразделений и их движение и даже температурную шкалу, что подчёркивает роль погоды в Отечественной войне.

Стоит отметить, что это не единственная впечатляющая инфографика Шарля-Жозефа Минара. По тому же принципу строятся его карты похода Ганнибала и глобальной миграции.

Помимо этих выдающихся работ, можно найти множество интересных графиков по сравнению длины рек и высоты гор, временные таблицы, отчёты и многое другое. Некоторые из них выглядят достаточно современно: винтажная инфографика ни в чем не уступает инфографике последних лет, а по некоторым пунктам даже её превосходит.

Почему винтажная инфографика лучше:

• В ней отображается больше информации
Авторы 19-го века стремились обработать и визуализировать гораздо больше информации. Причём речь идёт не только об общем её объёме, но и о её разнообразии (в качестве примера можно привести «График истории» Дж. Пристли, который затрагивает и временные, и пространственные аспекты).

• Она более злободневна и действенна
Известно, что инфографика оказывает большее влияние на человека. Однако современные работы на злободневные темы (например, экология или криминал) не обладают таким эффектом, каким обладали работы прошлого. Из-за своей оригинальности они привлекали больше внимания и убеждали лучше – вспомнить, хотя бы, графики Найтингейл или карту Сноу.

• Она сдержана и аскетична
Минимализм в оформлении был во многом продиктован несовершенством систем печати, однако пошёл только на пользу. Аскетичный стиль не отвлекает и не раздражает, а наоборот, способствует восприятию информации.

Этими критериями большой объем современной инфографики, к сожалению, похвастать не может. Возможно, это и послужило причиной второго кризиса инфодизайна, о котором говорит уже упоминавшийся Майкл Фрэндли. Тем не менее, и сейчас появляются впечатляющие работы, достойные своих праотцов.

Автор: Василий Федотовский