О пользе и вреде перфекционизма

Максим Шайхалов, проектировщик интерфейсов и веб-дизайнер, написал на Medium статью, в которой поделился своим мнением относительно перфекционизма в дизайн-проектах.


Каждый технарь (а дизайнеры — это технари) в глубине души жуткий перфекционист. Невыровненные надписи на кнопках снятся в страшных кошмарах, заставляя на утро проверять макет. Что уж говорить о макетах, однажды мне лень было выбросить коробку из-под нового УПСа, но как только я заметил кривой кернинг и выравниваниe — коробка тут же исчезла в ближайшей мусорке.

Похожие ощущения возникают, когда отдаешь дизайн на верстку. Все выглядит так, как будто это не твой дизайн. Но продукт работает, а команда разработки не видит дюжину мелких косяков (иногда я думаю, что их вижу только я). Ведь команда считает, что вместо правки кучи невидимых багов дизайна можно реализовать так нужную пользователям фичу.

shutterstock_337563263-[Converted]

Если вы — перфекционист, то должны рыдать вместе со мной. Дизайнер — ответственен за внешний вид продукта и взаимодействие. Он и никто другой. Всегда. Не нужно все сваливать на криворуких верстальщиков, тупого менеджера и неадекватного клиента. Только дизайнер стоит на пути хаоса и всемирной энтропии. И он должен стоять твердо несмотря ни на что.

За и против

Многие из вас наверняка спросят: «Как улучшится продукт, если мы сместим эту линию на 5px вниз? Поднимет ли это продажи?»

И да, и нет. Здесь нужно найти баланс между полировкой дизайна и развитием продукта. Если выпуск новой фичи или правка ошибок критична и может привести к большим потерям, то тут не до мелочей дизайна.

Дьявол в деталях

Как говорят, «дьявол в деталях» (привет, littlebigdetails.com). Пользователи решают, стоит ли доверять тому или иному онлайн-сервису, оценивая дизайн и взаимодействие. Если вам важно доверие ваших клиентов, то не забывайте даже самые мелкие детали. Многие исследования заявляют, что выверенность деталей однозначно повышает доверие.

Вспомните до пикселя идеальные интерфейсы Эпла или кучу прикольных плюшек в интерфейсе Mailchimp. Проработанные детали вызывают позитивные эмоции.

Здесь включается очень интересное когнитивное искажение: если взаимодействие с продуктом приносит положительные эмоции, то и интерфейс воспринимается более крутым и удобным. Это один из секретов Айфона.
Благодаря этому работа с интерфейсом становится игрой, а любые проблемы кажутся интересными квестами. Поговорка «это не баг — это фича» наглядное тому доказательство.

Как перфекционизм мешает работе

С другой стороны перфекционизм, как черта характера, очень часто мешает работе. Вспомните ситуацию, когда нужно закончить проект за сутки, но мелкие шероховатости не дают его сдать.

Отсутствие перфекционизма — важная черта многих бизнесменов. Ведь не важно как идеальна идея, если она работает. Излишняя педантичность часто мешает запустить проект вовремя (а скорее всего не даст запустить вообще пока все не будет идеально). С точки зрения бизнеса более рационален подход Ричарда Брэнсона («к черту все, берись и делай»).

Как вывод

Во многих ситуациях перфекционизм только вредит, однако если есть ресурсы отполировать все детали до идеала, то это однозначно того стоит. Наградой за старания станет доверие пользователей и эмоционально приятный продукт.

А как вы относитесь к перфекционизму? Мешает он вам или помогает?

Фото на обложке: ShutterStock